Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев - про произошедшую смену власти в Липецкой и Курганской областях.
За 20 лет пребывания на посту главы региона
Олег Королев успел породить ощущение усталости у жителей Липецкой области. Выросло целое поколение, которое просто не помнило иного губернатора. Закономерным результатом этого стал рост запроса на обновление власти. Федеральный центр не мог проигнорировать этого, следствием чего стал уход Королева в отставку, вероятнее всего, заранее запланированный и согласованный - особенно с учетом окончания срока его полномочий в 2019 году.
Новый руководитель области, врио губернатора Игорь Артамонов – это, в первую очередь, высококлассный антикризисный менеджер. В системе Сбербанка его неоднократно перебрасывали на проблемные участки, и всякий раз Артамонову удавалось существенно повысить эффективность работы своего подразделения.
За годы руководства Среднерусским банком Артамонов успел выстроить партнерские отношения с большинством губернаторов Центральной России. Особенно тесные связи у него налажены с руководством Подмосковья, Костромской, Ярославской и Рязанской областей. Врио также сумел выстроить сеть контактов с элитами Черноземья. Запущенная при его активном участии межрегиональная обучающая программа для предпринимателей «Бизнес-класс» охватывает в том числе Липецкую область. Игорь Артамонов неоднократно принимал участие в реализации региональных проектов инфраструктурного развития. Так, в Московской области он содействовал обновлению парка пассажирских автобусов, а в Костромской - участвовал в программе модернизации системы теплоснабжения. Все это, наряду с эффектом новизны, создает благоприятные перспективы для нового главы региона.
У «регионалов», впрочем, имеются и поводы для беспокойства. Потенциально источником проблем может стать привычка Артамонова быстро добиваться высоких результатов. Он зарекомендовал себя в качестве крайне требовательного руководителя, с легкостью меняющего кадровый состав организации. Любовь Артамонова к инновациям непременно обернется обновлением материальной базы и технологических процессов в системе управления регионом. И это будет означать необходимость масштабного переобучения (или обновления) руководящих кадров. Сотрудникам областного правительства придется привыкнуть к частым стажировкам и программам переподготовки. Более того, им, весьма возможно, придется лично заняться их организацией и проведением. На безвозмездной основе, в качестве волонтеров (развитие этого направления – один из приоритетов Артамонова, наряду с внедрением технологических инноваций). Наконец, следует учесть, что у Артамонова отсутствует опыт работы на госслужбе, что означает неизбежность болезненного периода адаптации к новой управленческой среде.
Курганская область
Возвращение Вадима Шумкова на свою «малую родину» в качестве врио главы региона стало возможно во многом благодаря разочарованию Москвы в результатах работы Алексея Кокорина. Когда последний сменил Олега Богомолова, возглавлявшего регион 18 лет и так и не сумевшего вывести область из экономической депрессии, в Кремле надеялись, что новый губернатор сумеет переломить негативные тренды развития. Однако Кокорин не смог оправдать эти ожидания. Ему удалось лишь стабилизировать ситуацию. С учетом итогов выборов в Хакасии, Приморье, Хабаровском крае и Владимирской области это создало риски превращения Зауралья в очередное «слабое звено» в цепи дотационных регионов. Недовольство федерального центра наглядно выразилось в виде упреков в адрес Кокорина со стороны Николая Цуканова, полпреда президента в УрФО.
Уровень компетентности Вадима Шумкова вполне соответствует стоящей перед ним задаче. У него имеются опыт и навыки, необходимые для реанимации экономики региона. В период, предшествующий поступлению на госслужбу, Шумков успел поработать конкурсным и внешним управляющим на крупных частных предприятиях. В правительстве Тюменской области им были отточены навыки стратегического планирования. За плечами Шумкова большой опыт работы с инвесторами, в том числе – международными. Во многом именно его заслугой является то, что в 2017 г. Тюменская область возглавила Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата. Длительное время он отвечал за налаживание межрегионального сотрудничества. Накопленный им социальный капитал в виде связей с представителями власти и бизнеса будет весьма полезен для Курганской области. Наличие у Вадима Шумкова местных корней также должно облегчить восприятие его назначения если не местными элитами, то хотя бы жителями региона.
Новоназначенному врио предстоит трудная работа по формированию собственной команды. Наиболее прагматичным решением для Шумкова стало бы ее формирование на основе выходцев из Тюменской области – людей, в чьей лояльности и профессиональной компетентности он может не сомневаться. Однако такое решение наверняка вызовет вспышку недовольства в местном истеблишменте. Как следствие, Шумков будет вынужден комбинировать в своем окружении местные кадры с «варягами» из Тюмени.
Печать