Градус напряжения в одном из крупнейших южных регионов нарастает с каждым днем.
Из-за сложной политической обстановки в Ставропольском крае и ожидания отставки губернатора власть в регионе уже не может управлять в привычном для себя стиле. А стиль у нее был таким: удовлетворение больших аппетитов особо приближенных в ущерб социальной политике. Жители больше не хотят мириться с вопиющей несправедливостью и стремительным падением уровня жизни.
Власть вместо решения проблем реагирует неуместными заявлениями, запретами и давлением на средства массовой информации. Но недовольных меньше не становится, просто их протест обретает другие формы и дискредитирует не только краевые власти, но и институты государственной власти в целом.
С момента своего назначения губернатором Ставропольского края Владимир Владимиров не смог реализовать ни одного крупного инвестиционного проекта. Экономика региона - в застое, а вот коррупция процветает. Более 15 высокопоставленных чиновников из ближайшего окружения губернатора или осуждены, или находятся под следствием. Та же участь постигла почти сорок глав муниципальных образований, назначенных при непосредственном участии Владимирова.
Эксперты говорят, что у правоохранителей банально не хватает сил на борьбу с захлестнувшей край коррупцией. Власть умудрилась встроить в свою сомнительную вертикаль даже оппозицию. Вот лишь несколько примеров такого абсурда: первый секретарь крайкома КПРФ Виктор Гончаров одновременно трудится помощником депутата Госдумы от «Единой России» Ольги Тимофеевой. Депутат краевой думы Илья Дроздов, многолетний руководитель местных либерал-демократов, подозревается в вымогательстве денег у предпринимателя. Кстати, в краевой думе «оппозиционный» депутат умудряется отрабатывать «индульгенцию» у краевых властей вразрез с линией ЛДПР.
Вся эта схема была выстроена, чтобы создать устойчивый фундамент для переизбрания губернатора Владимирова на второй срок. Но получилось все наоборот. Краевая власть, оставшись без всякого контроля, создала условия для роста неконтролируемых протестных движений.
Местные жители, не находя поддержки среди системных оппозиционеров, обращаются к президенту России с требованием отставки главы региона. Все больше находится и тех, кто склоняется к непарламентским методам борьбы. В регионе создана новая политическая реальность, и губернатор в ней стал самым слабым звеном. Это может стать реальным шансом для оппозиционных партий (КПРФ, ЛДПР, СР) в борьбе за пост губернатора на предстоящих выборах. В КПРФ и ЛДПР уже начали готовиться к выборам, проводят масштабные кадровые перестановки, избавляясь от людей губернатора в своих рядах.
Коммунисты, в частности, готовят Владимирову «сюрприз», выдвигая кандидатом в главы региона харизматичного генерала Виктора Соболева.
Новый лидер краевого отделения ЛДПР Александр Пелюх также демонстрирует явную оппозиционность губернатору Владимирову, старясь завоевать симпатии избирателей. Эксперты уже называют Пелюха политическим двойником хабаровского губернатора Сергея Фургала и главы Владимирской области Владимира Сипягина, которые буквально смели с постов своих непопулярных глав регионов.
Громко заявили о себе лидеры нереестрового казачества. Они объявили вотум недоверия губернатору. Причины недоверия все те же: экономические проблемы края, развал сельского хозяйства, падение доходов населения. Казаки обратились к президенту и заявили и об острейших проблемах восточных районов края (граница с Чечней и Дагестаном). Здесь процветает криминал, а активное население покидает родные земли. Увы, ставропольские власти предпочитают не говорить об этом, спрятав голову в песок.
Надежд на легитимное избрание у Владимирова все меньше. По оценкам экспертов Центра электоральных практик, он рискует даже не выйти во второй тур губернаторских выборов. В условиях, когда все больше растет недовольство по отношению к губернатору Владимирову, стилю поведения и жизни региональной элиты, могут не оправдаться и расчеты на административный ресурс.
Полномочные представители губернатора Сергей Батынюк и Андрей Уткин, прежде занимавшиеся неформальной организацией избирательного процесса, находятся под арестом. Другой полпред, Лев Травнев, которого обвиняли в мошенничестве с отсутствующим дипломом о высшем образовании и в связях с криминалом, в одиночку с такой серьезной задачей не справится.
Вряд ли после заявления президента России о необходимости жестко пресекать любое незаконное вторжение в процесс выборов в регионе найдутся «смельчаки», которые захотят «химичить».
Кремль точно отреагировал на запрос общества и готов принять волеизъявление избирателей. Задача всех ветвей власти в такой ситуации – сделать так, чтобы выбор был сознательным и отвечал интересам общества.
Кстати, внимание жителей Ставропольского края все больше приковано к соседнему Дагестану. Здесь новый глава республики Владимир Васильев успешно отвечает на вызовы, искореняя коррупцию. Чем лучше идут дела у Васильева, тем громче звучат призывы жителей края о повторении «дагестанского рецепта» для Ставрополья.
Очевидно, что региону нужен новый лидер. Человек, не запятнанный неформальными связями с местными элитами, способный обеспечить безопасность людей, эффективную работу институтов государственной власти. От нового руководителя ждут реальной борьбы с коррупцией. Люди связывают с ним свои надежны на улучшение благосостояния и экономический рост.
Печать