Фото с сайта:
bloknot-volgograd.ru
Волгоградская область может стать одной из самых проблемных для переизбрания действующей власти на выборах в 2019 году. Такие выводы делают политические эксперты. При этом сам Андрей Бочаров, напротив, пышет уверенностью и заявляет о готовности как минимум до 2024 года реализовывать в регионе как новые нацпроекты Владимира Путина, так и собственные проекты. Почему из Москвы управляемость регионом Бочаровым, которая на местном уровне кажется тотальной, видится не столь нерушимой? Стоит ли верить рейтингам и что может «сорвать крышку» у котла народного недовольства – разбирался «ФедералПресс».
О рисках Фонд «Петербургская политика» выпустил новое исследование, в котором проанализировал риски предстоящих губернаторских кампаний. Эксперты ранжировали 16 регионов по степени опасности для действующей власти на выборах-2019. Электоральные риски в Волгоградской области признаны наивысшими – 20 баллов из 25 возможны. Если по всем остальным выборным регионам эксперты ожидают одну–две наиболее проблемные позиции, то применительно к Волгоградской области все критерии «Петербургская политика» оценила на 4 бала (5 – максимальный риск, 0 – риск отсутствует).
Риски несут и политический имидж главы региона, его отношениях с элитами, экономическая обстановка в области, социальные риски (социальное самочувствие, проникновение в повестку негативных тем), а также коммуникационные риски, к которым отнесено отсутствие собственной повестки и «неспособность к информационному лидированию».
Прекрасно все?
Словно задавшись целью опровергнуть последнее утверждение, волгоградский губернатор провел масштабное и относительно публичное мероприятие – выступление перед чиновниками, депутатами и общественниками, которых он называет «активом» региона. О том, что именно Бочаров планировал рассказать «ФедералПресс» писал еще накануне. На самой встрече, которая, по уже сложившейся традиции, была закрыта для независимых СМИ, губернатор даже превзошел первоначальный план по позитиву, заявив, в частности, что реконструированный аэропорт города теперь «возможно, что и лучший в России», а строительства рокадной дороги «горожане ждали десятки, даже сотни лет».
Бочаров несколько раз говорил о задачах на 2019–2024 годы, очевидно, имея ввиду свой второй губернаторский срок. За эти годы, по его словам, предстоит реализовать «более тысячи проектов на сумму порядка 200 млрд рублей». Глава региона также многократно апеллировал к 2014 году, когда он был только назначен губернатором, напоминая собравшимся, что многие не верили в то, что цели и задачи, которые он озвучивает, можно воплотить. Основной посыл – все идет по запланированному. Но именно этому многие, включая членов «актива» давно не верят, а постановкой такого акцента, Андрей Бочаров фактически расписался в проблемах.
Как ранее уже писал «ФедералПресс», при несомненных достоинствах Бочарова как решительного и твердого руководителя, проблемой региональной власти остается слабая кадровая политика и отсутствие стратегического планирования.
Подтвердить это легко совсем свежим фактом. Несколько дней назад официально внесены изменения (документ подписан руководителем аппарата Евгением Харичкиным как и.о. губернатора) в распоряжение главы от 29 декабря 2014 г. № 159-р «Об утверждении плана подготовки и корректировки документов стратегического планирования Волгоградской области». Так, разработка стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации переносится с 1 января 2019 на 1 января 2020 года. При этом это уже третий сдвиг сроков. В первоначальном варианте разработать указанные документы предстояло к началу 2017 года, а редакция от августа 2016 передвинула срок на 1 января 2019.
Как считать?
Реальные социально-экономические показатели Волгоградской области резко контрастируют с выборочными заявлениями Бочарова об отдельных успехах. Регион единственный в ЮФО со значительным падением реальных доходов, резко снизился объем инвестиций, в области закрывается много предприятий, весьма напряженная миграционная статистика. Индекс промышленное производства по итогам 10 месяцев едва вышел в минимальный плюс, а строительство почти на 20 % проседает даже к провальным результатам прошлого года. На этом фоне глава региона заявляет о преображении региона на глазах и скором запуске «прорывных проектов».
«Относительно отчетов и прочих победных реляций Бочаров не оригинален. Это во всех регионах, да и на федеральном уровне – все прекрасно, проблем нет. Мы наблюдаем это и на съезде «Единой России», и в телеинтервью премьера Дмитрия Медведева. Ожидать, что конкретный губернатор вдруг признался бы, что все плохо, было бы странно», – говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
При этом, по словам Исаева, Волгоградская область все-таки уникальна как средоточие «постоянных и категорических провалов». «Мне регулярно пишут с жалобами по разным моментам, есть даже те, что подготовили петиции с просьбой перевода их района в другую область», – добавил эксперт.
Волгоград самый депрессивный город-миллионник и социальное самочувствие здесь идет вниз быстрее, чем в среднем по стране, признает руководитель политической экспертной группы Константин Калачев. Но, отмечает политолог, делать выводы об электоральных проблемах Бочарова преждевременно.
Политическое пространство в регионе «настолько зачищено», а работа власти на выборах отточена, что пока тех самых политических рисков ждать неоткуда. «Мало протестных настроений, которые потенциально, конечно, в регионе сильны, нужды лидеры и триггеры, то есть пусковые механизмы, а их не видно, – считает Калачев. – В той же Владимирской области помимо недовольства Светланой Орловой был и активный саботаж элит, которого в Волгограде я пока не наблюдаю, не видно даже раздражения. Конечно, не все гладко и пар под крышкой котла собирается, но крышку пока сдвинуть некому, борцов нет. Ждать, пока снесет снизу, может оказаться долго».
По мнению директора Центра экономически и политических реформ Николая Миронова, Кремль, безусловно учитывает социально-экономическое положение в регионе, но оно не является определяющим, если губернатор прочно находится в обойме, поддерживается крупными и влиятельными игроками.
«Если нет, то падение показателей может быть поставлено ему в вину и спровоцировать негативную реакцию федерального центра. Но тут надо понимать, где лошадь, а где телега – показатели в стране стагнируют или падают объективно, это далеко не всегда зависит от губернаторов. Но можно развить тему в публичной плоскости и даже сгустить кое-где краски, а можно этого не делать», – считает Миронов.
Все решит Москва
Отметим, что Бочаров падает во всех рейтингах, только с разными результатами и обоснованием. В свежем рейтинге влияния губернаторов Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Бочаров упал с 66 места (в 2015-м Бочаров стабильно входил в этом рейтинге в топ-20) до 70 позиции. Составители указывают, что очередное снижение позиций произошло «на фоне акций протеста обманутых дольщиков и активизации слухов о досрочной отставке».
В национальном рейтинге губернаторов ЦИК Андрей Бочаров и вовсе уже на 78-м месте (всего года назад как почти сенсация воспринималось падение на 67-ю строчку). При этом в комментариях к экспертному опросу этого рейтинга говорится: «К выборам-2019 Андрей Бочаров подошел основательно подготовленным. В настоящий момент в Волгоградской области нет очевидных препятствий для его повторного избрания на пост губернатора. Однако таковые могут обнаружиться в Кремле».
Николай Миронов отмечает, что если губернатор начинает падение во всех рейтингах, которые делаются разными структурами, это значит, что, как минимум, активно муссируются слухи о падении его влияния. Часто это отражает наличие негативной позиции по нему в Кремле или в кругах, близких к руководству страны. «Рейтинги иногда не сигнал о его грядущей отставке, а способ давления на губернатора», – замечает Миронов. По его словам, в подобных ситуациях необходимо «укреплять отношения с Кремлем и сильными федеральными игроками».
Бочаров этим, очевидно, занимается, но пока своей поведенческой линии никак не корректирует. Например, он появился на съезде «Единой России» (не является ее членом с 2012 года, хотя и называет «наша с вами партия», – прим. ред.), чего не сделали половина губернаторов, имеющих сейчас статус врио.
Открытых данных о рейтинге Андрея Бочарова нет. По словам инсайдеров, знакомых с закрытыми замерами (их проводит и администрация президента, и «Единая Россия», и одна из крупных компаний ТЭК), показывается разброс от 20 до 40 % поддержки, но во всех случаях антирейтинг не ниже 30, а то и приближается к 40 %.
Никита Исаев уверен, что «избрать Бочарова открытым демократическим голосованием невозможно». «Володинский (Вячеслав Володин, спикер Госдумы, в прошлом первый замглавы администрации президента, – прим. ред.) стиль выборов и управления, который был привит «его» губернаторам, в том числе и Бочарову, был эффективен в прошлой политический реальности, а наступает новая. Что касается того, что нет соперников, то это быстро поправимо в таких условиях. При этом сам Вячеслав Володин, по квоте которого был назначен Бочаров, теряет контроль за основными общественно-политическими конструкциями, будет стараться быть над схваткой, дистанцироваться, он не будет вписываться за губернатора, который жесткий руководитель, но абсолютно провальный в социально-экономическом плане», – подытоживает Исаев.
Печать