Его принятия ждут восемь лет, и только за последний год инициативу дорабатывали с 28 ведомствами
С 2010 года в Госдуме лежит законопроект «Об ответственном обращении с животными», принятый только в первом чтении, и 18 декабря депутаты наконец продолжат его рассмотрение. По словам председателя Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, принятие инициативы тормозили те, кому она невыгодна, — например, владельцы передвижных цирков, в которых животных содержат в ужасающих условиях. О том, как законопроект шёл ко второму чтению, а также о новых поправках, которые призваны не допустить мусорный коллапс с началом реформы по обращению с отходами, депутат рассказал «Парламентской газете».
- Владимир Владимирович, в этом году было принято много инициатив о защите животных, направленных на защиту редких видов зверей и борьбе с жестоким обращением с ними. Но когда ждать главного закона в этой области — об ответственном обращении с животными?
- Совет Государственной Думы поддержал предложение нашего комитета включить в повестку заседания на завтра, 18 декабря, рассмотрение во втором чтении законопроекта «Об ответственном обращении с животными». Мы ждали этого с 2010 года, когда был внесён законопроект. С моей точки зрения, он полностью готов ко второму чтению. Была проведена огромная работа по согласованию его различных положений. За год мы его согласовали с 28 ведомствами — Минприроды, Минсельхозом, всеми силовыми структурами и даже Министерством культуры, которому, как оказалось, тоже интересны животные.
Были замечания Минюста, которые появились в самый последний момент, когда, как мы считали, инициатива была готова ко второму чтению. Например, в ведомстве попросили уточнить, кто такие животные. Их почему-то не смущало, что в законах об охоте или ветеринарии такого термина не было, и они отлично функционируют без него. Мы сняли эти замечания. Потом стали присылать замечания и другие ведомства, и порой это походило на заигрывания с лоббистами.
На нашей стороне здравый смысл, и нас поддерживает большое количество людей — зоозащитников и просто неравнодушных граждан, которые против жестокости.
Конечно, инициатива встречает колоссальное сопротивление. Не хотят принятия закона владельцы передвижных цирков, этих безобразных шапито, в которых животных перевозят в тесных клетках, а дельфинов в каких-то бидонах, где животные нападают на зрителей, где всё заканчивается трагедией и для людей, и для самих животных. Против и те, кто зарабатывает на массовом убийстве безнадзорных животных, заключая контракты по 100 миллионов рублей. Они этот заработок потеряют, потому что вводится системная работа приютов и так далее. Но на нашей стороне здравый смысл, и нас поддерживает большое количество людей — зоозащитников и просто неравнодушных граждан, которые против жестокости. И мы рассчитываем в следующем году принять закон.
- Сегодня также обсуждаются ваши законодательные поправки, которые разрешают регионам использовать старые полигоны твёрдых бытовых отходов, ещё не включенные в реестр для захоронения мусора. Зачем это нужно?
- Во-первых, о самой проблеме. Вы помните, что наш комитет представлял итоги проведённого нами федерального мониторинга, который показал степень готовности регионов к так называемой мусорной реформе. С нашей точки зрения, порядка 20 субъектов Российской Федерации находятся в группе риска. В семи регионах до сих пор не выбран региональный оператор, который будет отвечать за вывоз и утилизацию мусора на конкретных территориях, есть и субъекты, где завысили тарифы, по которым граждане должны будут платить за эти услуги, в несколько раз больше. Своеобразный антирекорд — в 53 раза.
ФАС по нашим запросам работает над тем, чтобы не было заоблачного повышения, но надо понимать, что платежи растут в первую очередь из-за того, что у многих субъектов резко увеличивается транспортное плечо. Дело в том, что по закону с 1 января можно будет использовать только те полигоны, которые попали в федеральный реестр, а до них могут быть большие расстояния. Мусор, отправленный туда, будет по цене золота, а региональные операторы возложат свои издержки на граждан и включат их в тарифы. А в тарифе транспортная составляющая — 60 процентов.
Поэтому мы внесли поправки, разрешающие использование полигонов, не внесённых в реестр, но только тех, которые введены в эксплуатацию по состоянию на 1 января 2019 года. Меня удивило, когда некоторые СМИ со ссылкой на каких-то экспертов написали, что якобы идёт легализация несанкционированных свалок. Нет! Несанкционированные свалки останутся таковыми, их нельзя использовать и сейчас. Нельзя будет ввести в эксплуатацию и закрытый полигон. Только действующий, со всеми отводами, разрешениями санитарных служб, проектной документацией, где зафиксирована его исчерпаемость.
Более того, мы специально ввели тройной фильтр. Во-первых, регион должен сам принять решение продолжать использовать полигон, то есть взять на себя ответственность. Во-вторых, он должен согласовать своё решение с Минприроды. И в-третьих, все полигоны включаются в территориальную схему размещения отходов и обязательно проходят публичные слушания, то есть население принимает решение, должен ли он использоваться. С большой долей вероятности люди согласятся, потому что если рядом находится полигон, с которым уже все смирились, а им предлагают вывозить мусор за сотни километров и заложить это в тариф, скорее всего, они скажут: «Давайте уж лучше сюда».
- Что же мешает регионам внести полигоны в реестр?
- Некоторые полигоны функционируют ещё с 80-х годов. Они ещё не исчерпали свои ресурсы и с точки зрения Роприроднадзора и санитарных служб у них всё в порядке, но у них, например, утрачены те или иные документы. А кто-то просто не почесался. Безусловно, и в том и в другом случае речь идёт о неэффективности губернаторов. Но люди-то в чём виноваты? Почему из-за неэффективности властей они должны переплачивать во много раз?
Дальше. В законодательстве Российской Федерации не было предусмотрено никакого люфта на случай, если региональный оператор вдруг поймёт, что не может выполнять свои обязанности, обанкротится или вдруг решит заниматься организацией концертов художественной самодеятельности, а не вывозить мусор. В соответствии с законом регионам пришлось бы заново объявлять конкурс, подбирать регионального оператора, а это может занять и год.
Таких регионов, где можно ожидать банкротства оператора, примерно 20. Чего ещё ждать, когда у оператора уставной капитал всего 10 тысяч рублей, а технических средств в собственности нет? Ему нужно будет рассчитываться за технику, рабочую силу, а у него самого ещё не заключены договора с гражданами, которые всё это будет оплачивать. Поэтому мы предусмотрели ещё один страховочный механизм, чтобы люди, вынося мусор после Нового года, не увидели, что завалена вся контейнерная площадка.
- В чём заключается страховка граждан?
- Мы приняли решение, что в этой ситуации регион имеет право заключить договор с другим оператором на срок до года, пока он будет искать замену. Он имеет право заключить договор с оператором, действующим в этом же регионе (например, в Красноярском крае, если мне не изменяет память, шесть региональных операторов, и если в одной из «мусорных зон» случилась проблема, то можно пригласить оператора из другой). Если нет у себя в регионе, то можно привлечь к работе оператора из соседнего субъекта Российской Федерации. Если из соседнего субъекта никто не соглашается - своих проблем хватает, — то можно заключить контракт с собственным ГУПом, МУПом, казённой, бюджетной организацией, которая способна заняться мусором. А если не получилось и этого, то можно сохранить ту систему, которая есть на сегодняшний день. Такая многоуровневая оборона выстраивается для того, чтобы наши регионы не заросли мусором.
В феврале наш комитет проведёт очередной этап мониторинга и проверит, как реформа повлияет на платёжки граждан.
Надо добавить, что никто мусорную реформу не останавливает. Она вступает в силу с первого января, и все нормы, которые касаются раздельного сбора накопления отходов, формирования территориальных схем, экологического сбора, согласования с гражданами и публичных слушаний, будут также действовать с 1 января.
- На какой стадии рассмотрения эти поправки?
- Они прошли второе чтение, завтра будут рассмотрены в окончательном, третьем чтении. Надо сказать, что эти нормы сформированы обеими палатами - и от депутатов, и от сенаторов поступило 11 очень содержательных поправок.
А в феврале наш комитет проведёт очередной этап мониторинга и проверит, как реформа повлияет на платёжки граждан. Дело в том, что с Нового года люди будут оплачивать вывоз мусора как отдельную услугу, то есть им принесут ещё один листочек. Вопрос: а цифра, которую раньше они платили за содержание помещений, куда был включён вывоз отходов, сократится? Не факт - управляющие компании вряд поступятся своими доходами. Так что может получиться, что в одной платёжке цифра не сократится, а в другой появится, причём изрядная. Мы за этим проследим. С нас никто не снимал функцию парламентского контроля, и мы будем отслеживать, как осуществляется мусорная реформа.
Автор: Евгения Филиппова
Печать