Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников говорит о том, что накануне губернаторских выборов пока у губернатора Мурманской области Марины Ковтун шансы на победу 50х50, а сам регион находится в напряженном состоянии и не застрахован от проявления протестных настроений.
Губернатор Мурманской области Марина Ковтун провела пресс-конференцию по итогам работы за 2018 год. Также глава региона рассказала о планах на год предстоящий. В частности, она заявила, что уже готова к выборам в 2019 году.
Что касается шансов Марины Ковтун избраться, сейчас их можно оценить, как в том анекдоте: 50 на 50 – или изберется, или не изберется.
Сейчас это гадание на кофейной гуще, еще не дан старт кампании, еще нет даже уверенности в том, кто же будет основным кандидатом от вертикали власти. Можно говорить только об определенных тенденциях и сделанных шагах.
Прошедшие в Мурманской области выборы в ряде муниципальных органов власти 9 сентября показали достаточно хороший результат для «Единой России» и для губернатора. Нареканий к региону не было ни по линии Центризбиркома, ни по линии партийной вертикали. Позиции власти по их итогам скорее укрепились.
Марина Ковтун в последнее время выступила с рядом заявлений на тему регионального развития, явно поддерживая местную конъюнктуру, а не федеральные инициативы.
Здесь стоит упомянуть ее неприятие изменения принципа распределения квот на вылов морских биоресурсов с поддержкой региональных промысловых компаний на переход к системе аукционов. От такого принципа рыбопромысловая отрасль отказалась еще в 2004 году как от не дающего возможности долгосрочного планирования развития отрасли и, соответственно, работы с банковскими кредитами и инвестициями в основной капитал.
Местные рыбаки против возврата к 1990-м со всеми прелестями погони за сиюминутной наживой, и губернатор их в этом поддерживает, выступая против ряда соответствующих инициатив Росрыболовства.
Вторая тема выступления – это переименование аэропортов. И здесь Марина Ковтун выступает на стороне мурманчан, которые как-то не очень оценили идею федеральных интернет-активистов дать их воздушным воротам имя императора Николая II Кровавого, известного своим активным непосредственным участием в развитии авиации в стране в целом и в Мурманске, в частности.
Конечно, здесь в обоих случаях мы видим отстаивание как раз местных интересов, а не продавливание в субъект федеральной повестки.
Из позитивных моментов лично Марине Ковтун можно записать вполне успешные переговоры по развитию терминалов Мурманского порта с крупнейшими федеральными инвесторами. Это и «Газпром», и «Росатом», и «Новатэк», и другие. Мурманск становится главным российским портом по освоению Севморпути. Все это одновременно и возможность заручиться поддержкой в окружении первого лица нашего государства, и позитивные сигналы для региона, новые рабочие места, бюджетные поступления, перспективы развития.
Не прекращается в Мурманске и череда уголовных дел, также способных повлиять на политическую активность некоторых игроков и на результат.
Так, буквально несколько дней назад по делу о сговоре чиновников и строительной компании «АСМ» в зону внимания правоохранительных органов попали глава администрации Мурманска Андрей Сысоев и депутат Госдумы Алексей Веллер.
Еще в октябре был взят под стражу и этапирован в Москву вице-губернатор Мурманской области Игорь Бабенко, обвиненный в крупном мошенничестве с использованием служебного положения.
Но непосредственно к губернатору пока претензий нет. Так что это в большей степени игры на создание определенного имиджа региональной власти в глазах федеральных лиц, принимающих решения по возможным участникам выборов. То есть игра еще идет.
Конечно, есть силы, выступающие за смену власти в Мурманской области, но и у действующей главы региона сохраняются сильные союзники. Один раз ее уже удалось отстоять.
Что же касается перспектив уличных протестов, то за полярным кругом зимой их не будет. А весной обстановка будет определяться общей социально-политической ситуацией в стране: рост цен, сокращение реальных доходов домохозяйств и так далее. Региональные власти здесь смогут сделать немногое. Если мода на протесты будет нарастать, то никакой регион не будет чувствовать себя гарантированно в безопасности. Заливать регионы деньгами, как Москву, власти не смогут, да и не захотят. И здесь Мурманская область, даже если будет очень стараться, не сможет стать позитивным исключением.
Но игра продолжается, и победа в ней еще ни для кого не предопределена.
Печать