Фракция «Единая Россия» в Законодательном собрании Иркутской области придумала новую тактику, которая самим единороссам, наверное, кажется очень хитрой и тонкой. Со стороны же впечатление такое, что этого «буратину» выстругали при помощи одного только топора и из очень сучковатого бревна.
В основе всего химически чистый популизм в очень концентрированной форме. Никому в нашей стране не надо объяснять, что «Единая Россия» и в грош не ставит рядовых граждан. Достаточно вспомнить события всего лишь одного 2018 года, среди которых антинародная пенсионная реформа, повышение НДС с 18 до 20 %, решение о повышении тарифов на услуги ЖКХ два раза в год — и на партии можно было бы ставить крест уже на следующих выборах. И это еще граждане не особо понимают, что с 1 января 2019 года вступает в силу «мусорная реформа», после которой кто-то будет платить за ту же самую услугу по вывозу бытовых отходов в несколько раз больше, а кто-то вообще начнет платить впервые в жизни.
Яркий пример классического единороссовского стиля — история с расселением аварийного жилья в Братске. Выдающийся единоросс, мэр города Сергей Серебренников заявил самое большое количество аварийного жилья и рассчитывал, вероятно, получить самые большие политические дивиденды, а в итоге Братск оказался самой большой проблемой и самым большим разочарованием этого проекта. Мэры любят перерезать ленточки и улыбаться в телекамеры, это та часть работы, которая делает их непростую жизнь намного приятнее. Но только в том случае, если работа действительно сделана. А вот со счетом и аналитикой у мэра Братска в тот раз не получилось: он не предвидел, что строительный комплекс города уже не тот, что был когда-то при СССР — и город не справился с задачей ни в установленные сроки, ни в дополнительное время. Пришлось принимать помощь от областного правительства, которое теперь может приводить этот пример другим мэрам с назидательными словами из фильма «Брат»: «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе».
Но люди, рвущиеся в политику, тем и отличаются от рядовых граждан, что даже с такими клеймами на лицах не считают свое дело проигранным. В рукаве у ЕР всегда есть пара-тройка козырей из крапленой колоды, а при надобности можно нарисовать новые. Из недавних примеров: приписками на выборах в Приморье занимались члены избирательных комиссий в пользу единоросса, а в результате отмены выборов на повторные не зарегистрировали коммуниста. Бывает… В Иркутской области у ЕР труба пониже и дым пожиже, но «медвежья» фракция не отчаивается и уже сегодня готовится к предстоящим политическим баталиям: 2019 год — выборы думы Иркутска (и судя по всему — мэра Иркутска), 2020 год — выборы губернатора. За такие призы есть смысл побороться.
Пока никто не знает, родилась ли новая схемка в Иркутском региональном отделении ЕР, или ее привезли очередные залетные политтехнологи, но, судя по всему, она действительно новая. До 2015 года у ЕР не случалось такого прокола, как в Иркутской области: чтобы на выборах губернатора выиграл коммунист (или представитель любой другой партии), а после выборов экономика и социальная сфера региона вместо привычного пике вдруг пошли вверх. Не так быстро, чтобы говорить о каком-то «иркутском чуде» по аналогии с «сингапурским», но вполне очевидно — построить, например, 13 школ за три года (а параллельно с ними десятки детских садов, больниц, ФОКов и прочих социальных объектов) ни одному губернатору от ЕР еще не удавалось.
Понимая, что при таких обстоятельствах выиграть битву за умы и души в честной борьбе вряд ли получится, региональное отделение ЕР решило выиграть битву за аппетиты и иллюзии. Делается все очень просто. При рассмотрении бюджета или очередной социальной инициативы губернатора кто-то из сателлитов ЕР (об этом чуть позже) вбрасывает на обсуждение дополнительную инициативу — сделать все то же самое, но чуть шире, чуть глубже или чуть сильнее. Вне поля зрения общественности, чаще всего на заседаниях профильных комитетов Законодательного собрания, дополнительную инициативу обсуждают, в полном соответствии со здравым смыслом отвергают и вносят в таблицу отклоненных поправок.
В чем-чем, а в откровенной глупости фракцию ЕР все-таки не обвинить: они прекрасно понимают, что в правительстве области сегодня собраны лучшие профессионалы. И если правительство предлагает параметры бюджета или объемы строительства социальных объектов, то это оптимальные параметры и реальные объемы. Практика — лучшее доказательство: за последние три года в Иркутской области не начат ни один долгострой — зато закончены многие, доставшиеся от прежних руководителей, а бюджет области исполняется без дефицита и постепенно гасит долги. Между собой и вне поля зрения общественности единороссы все это прекрасно понимают и признают.
Зато на сессиях Законодательного собрания начинается вторая серия «медвежьего балета». Депутат одной из «независимых» фракций или представитель общественного объединения начинает с упорством, непонятным для непосвященных в механизм, настаивать на предложении, отвергнутом профильным комитетом. На 7-й сессии в роли «защитника народных интересов», противостоящего «жадному и недальновидному» правительству выступил депутат Александр Гаськов, на 8-й сессии — областное объединение профсоюзов. Аргументы за увеличение расходов на здравоохранение в первом случае и размера потребительской корзины во втором были одинаково пустые и бессмысленные, все присутствующие прекрасно понимали, что при голосовании пройдет именно вариант правительства — но важнее было не победить, а озвучить претензии. И они звучали: «Правительство сокращает расходы на здравоохранение» (в реальности они выросли), «Здравоохранение финансируется с дефицитом» (в реальности дефицит за три года сократился в несколько раз), и так далее.
Отдельно стоит разобрать аргумент профсоюзов: «Чем больше прожиточный минимум — тем больше людей получат помощь». На первый взгляд это так. Но разве единороссов, исправно голосующих за любую грабительскую реформу (вспомните хотя бы капитальный ремонт домов и мусор) это на самом деле волнует? Тут расчет другой. Когда пять лет назад в Иркутской области пересчитали прожиточный минимум, доля бедных по государственным стандартам (по сути-то практически все мы тут не слишком богатые) выросла разом с 16 до 20 %. Теперь представим, что на 8-й сессии предложение профсоюзов прошло. Завтра же десяток лояльных ЕР публицистов, экономистов и политологов (причем даже не из Иркутска) начнут звонить во все колокола, что в Иркутской области при губернаторе-коммунисте Сергее Левченко количество бедных выросло на несколько процентов. И многие люди, которым действительно становится все труднее жить из-за роста налогов, роста цен на все товары из-за системы «Платон» и удорожания бензина, из-за других неурядиц в экономике страны, поверят.
Пока региональному отделению ЕР не нужно, чтобы расточительные инициативы проходили — поэтому при голосовании на сессии они проваливаются точно так же, как и при голосовании в комитетах. Но политики, как уже было сказано, смотрят в будущее и готовят базу под следующие выборы. Именно поэтому председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова сначала тратила рабочее время на 6-й сессии, предлагая уже в 2019 году достичь такого уровня подушевого финансирования школ и детских садов, какое правительство наметило на 2020 год. Как тут не вспомнить Серебренникова, мечтавшего решить все проблемы с аварийным жильем одним маневром! А после сессии Синцова провела встречу с руководством школ и родителями, где зафиксировала в головах избирателей: «правительство жадное — единороссы щедрые». Через два года никто из ее гостей и не вспомнит, что госпожа Синцова ни разу не поднимала этот вопрос при губернаторе Ерощенко, а вот обманку, подвешенную единороссами в конце 2018 года — обязательно вспомнят.
Потому что единороссы будут напоминать. Часто, многословно, активно — именно так, как напоминали перед выборами в Законодательное собрание историю про проездные для пенсионеров и питание для детей из малоимущих семей в школах. И пусть в обоих случаях прав оказался губернатор и правительство (и с поездками, и в школах просто навели порядок, упорядочив бюджетные расходы и оказывая услуги только нуждающимся, без «мертвых душ» и приписок), единороссы будут твердить свое — «количество получателей льгот сократилось, количество поездок сократилось»… Помнить надо другое: «Единая Россия» одинаковая на всех уровнях — от председателя правительства Медведева, который решает проблемы экономики за счет давления на каждого из нас, до рядового депутата в Законодательном собрании, который будет предлагать несбыточное, только бы переизбраться на новый срок.
И напоследок — о главном. Очевидно, «Единая Россия» прекрасно понимает неблаговидность своих действий, знает, что ее «щедрость» разрушает только что принятый бюджет области. Поэтому хочется и рыбку съесть, и все остальное: и выглядеть «народными защитниками», и сделать так чтобы собственные инициативы не прошли. Мол, «мы хотели, но нам не дали»; «мы вот какие хорошие, а они — вон какие плохие».
Анализ голосований на сессии Законодательного собрания по «щедрым» инициативам «Единой России» показывает, что большинство депутатов фракции ЕР голосуют за необоснованные, «с потолка», расходы, но два-три обязательно «против». И большинства не набирается, инициатива не проходит. Случайно или нет? Ведь как раз получается то самое: «мы хотели, мы голосовали, но нам не дали». Обман от «Единой России» продолжается?
Печать