Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов подводит внутриполитические итоги 2018 года и считает, что лучшим итогом стало оживление «политического болота».
Уходящий политический год ознаменовался, в первую очередь, выборами президента страны, которые были, по большому счету, безальтернативными, – в том смысле, что у оппозиции не было ни единого шанса составить достойную конкуренцию Владимиру Путину. Исход выборов был очевиден задолго до начала избирательной кампании: в течение предыдущего срока полномочий Путин, который и ранее пользовался поддержкой явного большинства населения, занес в свой актив еще ряд факторов, способствовавших консолидации общенационального самосознания, таких как историческое воссоединение Крыма с Россией, поддержка (как минимум, гуманитарная) народных республик Донбасса, поддержка официальных сирийских властей в борьбе против террористов, безосновательные западные санкции, русофобская истерия в США – всё это привело к тому, что российский народ в очередной раз сплотился вокруг своего лидера. Однако эти факторы, как мы видим, носят в основном внешнеполитический характер. Не случайно различные соцопросы населения показывают, что наиболее популярными политиками в стране, после президента, являются министр иностранных дел и министр обороны.
Иначе обстоят дела с внутренним социально-экономическим курсом правительства России. Несмотря на понижение (на момент выборов) ключевой ставки ЦБ РФ и бодрых отчетов о рекордно низкой инфляции, люди на своем бытовом, микроэкономическом уровне, видят рост цен, ощущают снижение реальных доходов семьи.
Низкий рейтинг премьер-министра Медведева, обусловленный такой политикой, рядом его скандальных высказываний и также сыгравшим свою роль «расследованием» Навального, упал до рекордного минимума в связи с подготовкой правительством антисоциальной пенсионной реформы. Очень многие в этой связи надеялись на смену премьер-министра после президентских выборов, однако в правительстве остались не только Медведев, но и весь либеральный экономический блок. Президент объяснил это тем, что новому правительству потребуется минимум два года, чтобы войти в курс дел, а «у нас этого времени нет».
Вскоре после этого принимается окончательное решение по реализации пенсионной реформы. На этом фоне обрушиваются рейтинги власти на всех уровнях – от президента до региональных представительных органов, согласовавших законопроект. К концу года эти рейтинги так и не восстановились.
Пенсионная реформа дала парламентской оппозиции повод для неслыханной, хоть и очевидно популистской, консолидации, что позволило ей привлечь на свою сторону значительное число новых сторонников.
Это заметно оживило политическую конкуренцию в стране, что не замедлило сказаться уже на сентябрьских региональных выборах. Так, «Единая Россия» потерпела поражение на первых выборах в Приморье (хоть и «отыгралась» в декабре), в Хабаровском крае, в Хакасии, во Владимирской области.
Обострение политической борьбы в России – это, безусловно, положительный момент, который должен заставить власть сделать определенные выводы, чтобы сохранить свои позиции. В наступающем году станет понятно, сможет ли партия власти ответить на новые вызовы, предложить что-то избирателям, чтобы сохранить свои позиции. В частности, таких предложений ждали от партии на декабрьском съезде «Единой России», однако ничего нового, по сути, мы не услышали. Разве что все больше укрепляется ощущение, что шансы Дмитрия Медведева стать преемником Путина минимальны.
Очевидно, он играет в правительстве роль «козла отпущения», который отвечает и за пенсионную реформу, и за налоговую, и за общее состояние экономики в стране. Полагаю, что он еще поработает два-три года, после чего, скорее всего, его должность займет будущий преемник президента. Судя по текущему развитию событий, таким человеком может стать мэр Москвы Сергей Собянин. Впрочем, относительно преемника пока рано делать прогнозы – политическая конъюнктура может поменяться неоднократно.
Таким образом, основной политический итог года – беспрецедентное падение доверия к власти (включая доверия к президенту!) на фоне реализации пенсионной реформы и связанное с этим существенное обострение политической конкуренции в России. Если руководствоваться принципом «всегда ищи хорошее в плохом», то именно оживление «политического болота» – лучший итог уходящего года.
Печать