Фото с сайта:
gubernator74.ru
И прогноз на 2019-й: новые условия для челябинских олигархов
Альбина Золотухина
Уникальность Челябинской области в том, что, пока вся страна готовилась к выборам президента России, местные элиты ждали выборов губернатора. По сути, южноуральцы гадают о судьбе своего руководителя — Бориса Дубровского — с конца 2017-го. И результаты Владимира Путина 18 марта трактовались только через призму последствий для губернатора. Так пережили март, так оценивали единый день голосования, позже — мусорный коллапс в Челябинске и осенний «губернаторопад». Это настроение основное и на стыке 2018-го и 2019-го. Но развязка близко.
Мандат на новый срок
Промышленник Борис Дубровский никогда не любил пиар и прочую внутреннюю политику — от этого и страдает. Принимая в 2014 году предложение президента России Владимира Путина возглавить Челябинскую область, он честно предупреждал, что всю жизнь давил и отказываться от привычки не станет. Конечно, жесткий руководитель не радует местные элиты, которые делают все, чтобы им прислали кого-нибудь помягче.
При таком количестве недовольных понятно, почему слухи о скорой отставке Дубровского появляются еженедельно. И также непонятно, как он выживает — что за супермощное лобби стоит за челябинским губернатором, что никто не может его снести. И более того, несмотря на противодействие, президент РФ подписал указ о проведении саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске в 2020 году. Поскольку одной из основ управления страной является поговорка «коней на переправе не меняют», указ оценивается как подтверждение высокой вероятности допуска Дубровского на выборы в 2019 году.
Самым опасным для губернатора остаются претензии ФАС по тендерам «Южуралмоста». Ему грозит дисквалификация, что ставит крест на его карьере. Служба перенесла заседание на 28 января 2019 года.
Тефлоновый губернатор
Силовики рвут на части челябинских чиновников уже не первое десятилетие. Но если бы в каком-то другом регионе следователи схватили экономический блок, телеграм-каналы тут же бы обновились сообщениями о «черной метке» губернатору. Но только не на Южном Урале. Борис Дубровский быстро и эффективно показал внешнему миру, что преследуемые не имеют к нему никакого отношения. И ладно бы только губернатор: даже для отвечающего за экономику вице-губернатор Руслана Гаттарова все пока складывается благополучно.
Губернатора должен был похоронить мусорный коллапс. Но и тут тактика подавления всех несогласных дала результат. При этом осенью Борис Дубровский продемонстрировал, что воспринимает и политические правила. Понимая, что непопулярность мэра Челябинска Евгения Тефтелева мешает его собственному развитию, он решился на отставку главы.
В мэрии Челябинска временныеТеперь в мэрии два временных руководителя — врио главы Владимир Елистратов и и. о. вице-мэра по ЖКХ Евгений Крехтунов. Прием заявлений от желающих стать главой города завершится 15 января. Выборы пройдут в феврале 2019 года. Кандидатура от губернатора пока неизвестна.
Депутатам делегировали Бурматова
2019 год в Челябинской области будет политизированным. В Единый день голосования пройдут выборы в райсоветы по 170 округам, реформу МСУ пока отменять не собираются. Смена власти в городе нарушила все договоренности по будущему году, элиты некоторое время пребывали в растерянности. Смена куратора выборов от «Единой России», когда вместо депутата Госдумы Ивана Квитки назначали его коллегу, челябинца Владимира Бурматова, обещает все договоренности восстановить. И вновь играет на Дубровского: ясно, что врио губернатора Бурматов не станет.
Что там у силовиков?
Перевели в Хакассию областного прокурора Александра Кондратьева, его место занял Виталий Лопин. Отправилась к новому месту работы, в Свердловскую область, экс-пристав Южного Урала Альбина Сухорукова. И. о. руководителя УФСПП России по Челябинской области стала ее зам Юлия Третьякова, которую после Нового года должны назначить постоянным руководителем. Лопин и Третьякова — челябинцы, что расценили как «конец эпохи силовиков-„варягов“».
Нет «варягов» и среди новых руководителей судебных структур. Даже свердловчанин, председатель Седьмого кассационного суда Сергей Минин, уже считается местным. Как и будущий председатель областного суда Вячеслав Малашковец и уже назначенный на пост руководителя областного арбитража Евгений Шайхутдинов. Вернулся в родную область и Дмитрий Крашенинников, став председателем восемнадцатого арбитражного суда.
Промышленникам будут квотировать выбросы
Нервозность во власти пошла на пользу челябинцам: в нынешней системе оценки руководителям важно, как к ним относятся рядовые земляки. И все ресурсы региональной власти были брошены на решение проблемы с низким качеством воздуха. Администрация области добилась, чтобы два главных города — Челябинск и Магнитогорск — оказались в списке самых экологически неблагополучных территорий России.
Это дало возможность давить уже на силовиков, добиваясь, чтобы они «кошмарили» все самые крупные предприятия. И оказалось, что воздух в областном центре, правда, может быть чище.
Но чуть отвлеклись — и смог вернулся в город. А этим тут же воспользовались оппоненты, и под конец года по улице Кирова прошагал массовый «Марш матерей». Все же полтора года политического напряжения — благодатная почва для нестабильности. Сейчас областные власти ждут специального федерального закона о квотировании выбросов. Всем олигархам придется работать в новых условиях вне зависимости от того, кто будет руководить регионом.
«Главный политический итог года — это жесткая конфронтация власти и населения по всей стране. Для Челябинской области такой горячей точкой стала экология, — подводит итог политолог Андрей Лавров. — Это значит, что в 2019 году властям региона проблему надо решать и, кроме того, выстраивать коммуникации с населением и учиться говорить с людьми. Дубровский начинает учиться, в мэрии этого пока не умеют совсем. Но учиться надо. Тем более в преддверии выборов».
Печать