Фото с сайта:
leftpenza.ru
Антон ЧаблинРезкое ухудшение социально-экономической ситуации в России дает все новые шансы для оппозиционных политиков. Но и Кремль не дремлет, используя все доступные способы, чтобы погасить «протестную» волну. Кто победит: воля народа или интриги придворных политтехнологов?
Новые «лица» социализма?
2018 год стал крайне успешным для оппозиции всего лево-патриотического фланга. Резкое ухудшение качества жизни и череда бредовых инициатив правительства (которые ударят по гражданам уже в 2019 году) привели к колоссальной востребованности социалистических лозунгов.
На выборах в региональные парламенты прекрасные результаты показали КПРФ, «Справедливая Россия» и даже ЛДПР. Но, кстати, не только они. В сентябре сумели провести своих кандидатов в региональные заксобрания сразу несколько левых партий — спойлеров КПРФ: «Коммунисты России» (Хакасия, Ульяновская и Ростовская области, Ненецкий автономный округ), «Партия пенсионеров России» (Забайкальский край), «Партия пенсионеров за социальную справедливость» (Смоленская область), «Коммунистическая партия социальной справедливости» (Владимирская область).
На левом фронте появилось несколько ярких фигур. После освобождения из тюрьмы вернулся в публичную политику Сергей Удальцов, лидер «Левого фронта», который в прошлом году провел по всей стране десятки акций протеста. Против пенсионной реформы, конечно, а также против варварской застройки и платных парковок в Москве, ликвидации общественного транспорта в Твери, вредного металлургического производства во Владикавказе, навязывания изучения татарского языка в Казани…
Не менее ярок, чем Удальцов, был также его соратник (член совета «Левого фронта») журналист Максим Шевченко, который в сентябре возглавил фракцию КПРФ во Владимирском областном Заксобрании. На его персональный канал на YouTube, где он выкладывает ролики под общим названием «Владимирский стрим», подписано уже почти 180 тысяч человек
Заявил о себе на всю страну депутат от КПРФ в Саратовской областной Думе Николай Бондаренко, который уверенно шагнул в интернет: в Инстграме у него почти 155 тысяч подписчиков, а его язвительный и разоблачительный канал «Дневник депутата» на YouTube смотрят 165 тысяч человек.
Цифры хайповые. Но у этой медали есть и оборотная сторона: во многих регионах, где независимые СМИ железной хваткой держат губернаторы-единороссы, донести до населения альтернативную точку зрения возможно лишь через соцсети. А насколько вообще население в будущем году будет восприимчиво к идеям оппозиции — хоть правой, хоть левой? Этот вопрос «Свободная пресса» адресовала нашим экспертам.
Люди будут голосовать за «протестные» фигуры
Заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин:
— Видимо, главным раздражителем станет рост НДС с 1 января с 18 до 20%. Это приведет к росту цен (так как НДС заложен в цену товара), причем в условиях экономической стагнации, это еще более неприятно. Все это наложится на сохраняющуюся «обиду» от пенсионной реформы.
Конечно, оппозиция будет использовать протестные настроения, но парламентская оппозиция станет делать это осторожно, чтобы не войти в серьезный конфликт с властью. Она привыкла минимизировать риски.
Внепарламентская оппозиция более «отвязанная», но и возможностей для того, чтобы поднять людей, у нее меньше. Потому что для столичного среднего класса рост НДС — неприятность, но терпимая, не вызывающая сильного гнева. Да и идти на митинг вместе с бабушками-коммунистками, вспоминающими как «при Сталине» цены снижали, для «ресурсных» москвичей дискомфортно. Поэтому с прежними активностью и единством протеста, полагаю, могут быть проблемы.
Иногда протесты «захватывают» политиков, и тогда осторожность отходит на второй план. В общем, главное — это люди, их эмоции и действия. Если начнутся острые вспышки протестов, партии будут вынуждены реагировать, даже если и боязно. Например, во Владимирской области победил Владимир Сипягин от ЛДПР, который явно не хотел побеждать. Поэтому в 2019 году, на мой взгляд, мы можем быть свидетелями протестного голосования даже за номинальные фигуры.
Шансов у либеральной оппозиции нет!
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов:
— Думаю, что в следующем году будут сильны отголоски пенсионной реформы. Обсуждение законопроекта вызвало бурную реакцию в обществе, поэтому можно ожидать и новый рост протестных настроений, когда начнется постепенная реализация реформы.
Также важным стимулом для протеста является введение специального налогового режима для самозанятых граждан. Несмотря на то, что эксперимент в 2019 году будет проходить на территории только четырех субъектов (Москвы, Подмосковья, Калужской области и Республики Татарстан), в перспективе это коснется всех самозанятых граждан. И не может не беспокоить жителей страны. Однако, на мой взгляд, новый налоговый режим не вызовет такой негативной реакции, как повышение пенсионного возраста.
Еще одна критическая точка для власти — это «мусорный вопрос». Он давно назрел, однако пока у власти нет ни желания, ни возможности урегулировать социально-экологические конфликты адекватным способом. Поэтому особенно остро этот вопрос в 2019 году будет стоять в регионах, где будет активно осуществляться строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводов, полигонов захоронения ТБО. Например, на мой взгляд, можно ожидать массовые акции протеста в Подмосковье, Архангельской и Владимирской областях.
Думаю, что на росте протестных настроений и в 2019 году смогут еще повысить свой рейтинг ЛДПР и КПРФ. А вот у либеральной оппозиции, на мой взгляд, шансов повысить свой рейтинг практически нет.
Навальный дискредитирует оппозицию
Доцент Московского государственного университета Магомед Яндиев:
— Думаю, «катализатором» протестных настроений в 2019 году станут многие факторы, в том числе точечная и многоэтажная застройка в Москве, потеря управляемости мусорных свалок… Но если оппозиция продолжит работать на власть и пытаться нивелировать реально протестный электорат, то подлинного противодействия ни коррупции на высшем уровне, ни неправомерным инициативам (например, пенсионной реформе или повышению ставки НДС), ни улучшения отношений с соседями не будет!
Пример? Пожалуйста. Вот только-только гражданские активисты в Ингушетии провели серию образцово-показательных митингов, которые продемонстрировали способность и поднимать проблемы, и грамотно формировать повестку дня, и поддерживать порядок на массовых мероприятиях, и прививать своим сторонникам культуру общения в соцсетях. И, наконец, самое главное — способность вовремя остановиться с митинговой активностью и перевести борьбу в судебную плоскость.
А что же либеральная оппозиция? Ноль эмоций, ноль поддержки, ноль комментариев! Разве что Алексей Навальный глубокомысленно изрек, будто ингуши якобы делают это только ради денег. И все. И никто из оппозиционеров не приехал в Магас и не выступил на митинге. Хотя казалось бы: десятки тысяч человек уже собраны и готовы слушать, множество представителей прессы уже приехали и ждут, ждут, ждут…
Печать