Станислав ЗахаркинРецепт: о чем говорить, чем угрожать, чтобы федеральный центр услышал и сделал, что нужно
Новости из регионов становятся наиболее интересны для федеральных властей. Правда, не все, а в первую очередь — негативные, имеющие потенциал опасности для стабильности политической системы. К таким выводам пришли эксперты фонда «Петербургская политика», проанализировав внутрироссийские события декабря 2018 года. Наиболее резонансными они определили взрыв в жилом доме в Магнитогорске, перенос старта «мусорной реформы» в десятках регионов и итоги выборов губернатора Приморского края.
Обсуждение взрыва в Магнитогорске оказалось на неожиданно высоком уровне: «Уничтожение в результате взрывов подъездов или секций жилых домов является не обыденным, но все же не экстраодинарным событием. Подобное ранее имело место в Ижевске (ноябрь 2017, 7 погибших), Рязани (октябрь 2016, 7 погибших), Ярославле (февраль 2016, 7 погибших), Волгограде (декабрь 2015, 5 погибших), Астрахани (октябрь 2012, 10 погибших)». Даже теракты в Волгограде, которые также произошли в конце декабря (2013 года), и унесли жизни 34 человек, вызвали куда меньший резонанс и быстро стерлись из общественной памяти.
В этот раз инцидент обсуждался в течение долгих новогодних праздников, на место трагедии приезжали президент Владимир Путин, министр здравоохранения Вероника Скворцова, глава МЧС Евгений Зиничев и председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин. Авторы доклада считают, что власти учли опыт пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», когда публичная реакция первых лиц на чувствительное для общественного мнения ЧП последовала с 24-часовым опозданием.
Повлияла и общественно-политическая ситуация в стране, предположил политолог Андрей Колядин. «Падение рейтингов власти, которое было заметно в последнее время, заставило изучать опыт реакции на подобные инциденты, и включать механизмы, которые были бы позитивно восприняты обществом», — говорит он «URA.RU».
В ситуации с взрывом в Магнитогорске властям было важно продемонстрировать, что она находится по одну сторону с гражданами, соглашается и глава «Петербургской политики» Михаил Виноградов.
При этом оперативно реагируя в публичной сфере, власть вновь, как и в случае с Кемерово, оказалась не готова к появлению альтернативных версий о причинах произошедшего (так, в первые дни после взрыва в соцсетях и СМИ активно распространялась версия о теракте). «Сами власти так и не выдвинули общей и внутренне не противоречивой версии, объяснявшей обстоятельства трагедии», — говорится в докладе.
Желание власти подстраховаться от негативной реакции россиян в провинциях видно и на решении о переносе старта «мусорной реформы», которая должна была начаться в январе 2019 года, однако после давления с мест ее пришлось отсрочить. «Первоначальный замысел реформы предполагал серьезные сдвиги в отношениях с местными элитами и перераспределение слабо подконтрольной Центру части финансовых потоков. Концентрация сборов за переработку мусора у региональных операторов выводила из экономической игры значительную часть местных игроков», — говорится в докладе. Тема стала одной из ключевых в региональной повестке. Так, по данным «Петербургской политики», на тему мусорной реформы в декабре активно высказались в 50 регионах страны. Среди них, Пермский край, Свердловская, Тюменская и Челябинская области.
Однако начало реализации «мусорной» реформы показало, что федеральные власти не обладают инструментами для ее оперативного запуска. Своими уступками Центр показывает, что готов действовать ситуативно, считает Михаил Виноградов. «Как только протестов нет, приоритетность мусорной темы для власти снижается и все пускается на самотек, хотя в реальности мусорная политика — полна тем, по которым можно отвечать на вопрос «кто здесь власть?», — говорит он.
Виноградов допускает, что региональные противники реформы будут пугать Центр тем, что она может стать для власти «новой пенсионной».
Образ самого негативного сценария народного возмущения в субъекте РФ уже есть — это проигрыш основного кандидата на выборах губернатора. Самая сложная для власти региональная избирательная кампания 2018 года также завершилась в декабре — это были выборы главой Приморья Олега Кожемяко. Кампания позволила федеральной власти перехватить политическую инициативу после поражений на губернаторских выборах в Хакасии, Владимирской области и Хабаровском крае. «Хотя негативный для власти тренд, обозначившийся в общественном мнении после пенсионной реформы, не переломлен, успехом завершилась попытка предотвратить его конвертацию в новые поражения кандидатов власти на выборах.
Выборы в Приморье показали принципиальную достижимость побед врио губернаторов в подобных условиях», — замечают докладчики.
При этом тиражировать подобный опыт на другие регионы будет непросто, замечает Колядин, который работал политтехнологом на выборах в Приморье. «Я принимал участие не в одной сотне кампаний, и эта была самой сложной на моей памяти. Победа потребовала серьезных средств и участия хороших специалистов. Собирать подобные dream team каждый раз и мобилизовывать такие ресурсы — непростая задача», — заметил он.
Основная часть доклада посвящена традиционному рейтингу устойчивости территорий. Среди регионов большого Урала в лидерах ЯНАО (губернатор — Дмитрий Артюхов, рост с 8,1 до 8,2 баллов). Он находится в числе территорий с максимальной устойчивостью. На положении региона в рейтинге позитивно сказался вывод проекта «Ямал СПГ» на производственную мощность в 16,5 млн тонн сжиженного природного газа в год.
Традиционно высоки позиции и Тюменской области (глава региона Александр Моор, падение с 7,8 до 7,7 баллов). Территория находится в списке регионов с высокой устойчивостью. Негативным событием для региона стала забастовка работников на Антипинском НПЗ.
Без изменений остались позиции ХМАО (губернатор — Наталья Комарова, 7 баллов). Регион находится в группе субъектов с высокой устойчивостью. На позиции автономного округа положительно сказался запуск в Нижневартовске первой очереди индустриального парка «Яшел Парк Сибирь», специализирующегося на переработке металлосодержащих отходов.
Не изменились позиции и Пермского края (губернатор — Максим Решетников, 7 баллов). Территория находится в числе субъектов с высокой устойчивостью. Позитивным событием для региона стало подписание соглашения о сотрудничестве краевого правительства и госкорпорации «Роскосмос» до 2025 года.
Ничего не изменилось и в Свердловской области (глава — Евгений Куйвашев, 6,9 баллов). Регион находится в списке территорий со средней устойчивостью. Важным событием для области стало открытие в Екатеринбурге второй очереди тепличного комбината «УГМК-Агро».
Без изменений остается и Курганская область (врио главы региона — Вадим Шумков, 3,5 баллов). Регион расположился среди субъектов со слабой устойчивостью. Важным событием для региона стали переговоры Шумкова с «Роснефтью» и «Газпромнефтью» об увеличении контрактов для зауральских предприятий.
Самое крупное падение в декабрьском рейтинге показала Челябинская область (с 3,8 до 3,3 баллов, губернатор — Борис Дубровский). Причиной стала катастрофа с обрушением подъезда в Магнитогорске.
Печать