Верх-Исетский суд Екатеринбурга закрыл уголовное дело против лидера неоязыческого объединения "Схорон еж Славен" Владимира Мануйленко, ранее обвиненного в экстремизме. Как сообщил РИА "Новости" его адвокат, член Международной правозащитной группы "Агора" Алексей Бушмаков, суд постановил вернуть Мануйленко изъятые во время обыска системные блоки, флэш-карты, мобильные телефоны, фотоаппарат, диски, дискеты, газеты, книги, брошюры и календари.
Дело Мануйленко стало первым делом, которое было прекращено судом после поправок в статью об экстремизме. До этого уже было закрыто несколько подобных дел, находившихся на стадии следствия.
Поводом для возбуждения уголовного дела против 57-летнего неоязычника стали два поста в соцсети "ВКонтакте", написанные в сентябре 2016 года. По версии следствия, Мануйленко с 14 по 16 сентября 2016 года сделал репост у себя на странице в соцсети "ВКонтакте" двух статей Богумила II: "Урок о Власти яко Божей стороне" и "Жрец Славянский: речь Владимира Богумила Голяка", в которых содержатся оскорбительные высказывания в адрес евреев.
Следствие на основании экспертизы посчитало, что мужчина сознательно "возбуждает ненависть или вражду по отношению к группе лиц, выделяемой по признаку национальности". Сам Мануйленко, по словам адвоката, заявлял, что занимается возрождением славянских обычаев и его деятельность не имеет ни политического, ни религиозного характера.
"Я не являюсь политически-религиозным деятелем. Я в добровольно явочном порядке взял на себя ответственность в проведении жречно-обрядовых служб. Я никого не привлекаю, люди сами ко мне обращаются", - процитировал адвокат слова своего подзащитного. По мнению защиты, в постах Мануйленко "есть определенная резкость", но никаких призывов в них не прослеживается.
В интервью Znak.com Мануйленко пояснял, что действительно перепостил несколько высказываний Голяка, но подчеркивал, что эти статьи не признаны экстремистскими и никаких претензий к самому Богумилу II у следствия не возникло. Более того, тексты до сих пор доступны в открытых источниках.
Мануйленко связывал уголовное дело против него с конфликтом с представителями Русской православной церкви из-за неоязыческого капища, обустроенного в парке "Оленьи ручьи" в Нижнесергинском районе Свердловской области.
В октябре минувшего года Мануйленко принудительно доставили в Свердловскую областную психиатрическую больницу для проведения амбулаторной психолого-психиатрической экспертизы. Следствие поставило перед экспертами шесть вопросов, в том числе касающихся наличия у Мануйленко психиатрических заболеваний и его дееспособности, а также необходимости применения к нему мер медицинского характера. Сам Мануйленко заявил, что никакими психиатрическими заболеваниями никогда не страдал и считает все происходящее попыткой давления.
Между тем в Хабаровском крае следствие закрыло уголовное дело по статье 282 УК РФ в отношении врача, разместившего на странице в "Одноклассниках" фото с подписью, содержащей оскорбление по национальному признаку. Как сообщил РИА "Новости" адвокат Константин Суковатый, дело было закрыто еще в конце декабря минувшего года в связи с отсутствием состава преступления.
Декриминализация репостов28 декабря 2018 года президент России Владимир Путин подписал документ, предусматривающий частичную декриминализацию статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). В соответствии с ним в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях вносятся поправки, предусматривающие административное наказание за разжигание расовой, национальной, религиозной и прочей вражды через интернет и СМИ в первый раз.
В этом случае физическим лицам будет грозить административный штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток, юрлицам - штраф от 250 до 500 тысяч рублей.
Человек может быть привлечен к уголовной ответственности в том случае, если аналогичное деяние будет совершено повторно в течение года. По мнению спикера Госдумы Вячеслава Володина, частичная декриминализация 282-й статьи УК позволит, с одной стороны, исключить чрезмерно суровое наказание за разовую неосторожную публикацию в интернете, а с другой стороны, сохранит ответственность за проявление экстремизма в сети. Дела, которые были возбуждены до принятия этого закона, будут прекращены, а вступившие в силу приговоры пересмотрены.
В последние годы в России появлялось все больше уголовных дел, возбуждаемых по публикациям в соцсетях, в частности из-за репостов и лайков. В сентябре Верховный суд докладывал, что за три года таких дел стало на 500 больше. Причем дела стали заводить по все более абсурдным основаниям, вплоть до репоста анекдота на тему выборов, в котором некие эксперты увидели экстремизм.
По статистике, в 2017 году по делам об экстремизме в России были осуждены 783 человека (0,01% от общего количества уголовных дел). Из них 572 человека были осуждены именно по статье 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства"), при этом три человека были оправданы, 83 уголовных дела прекратили, в отношении 13 человек были назначены меры медицинского характера.
Вопрос о либерализации статьи 282 УК РФ поднял депутат Госдумы Сергей Шаргунов во время июньской "Прямой линии с Путиным". Депутат заявил, что "есть некоторые исполнители, которые с особым рвением берутся за так называемый экстремизм", и добавил, что имеет в виду "некоторые хостинги в социальных сетях, лайки, репосты". По словам Шаргунова, "речь идет не о прямых призывах к насилию, а просто о зачастую нелепых или резких суждениях, с чем можно не соглашаться". Путин в ответ сказал, что "не нужно доводить все до маразма и до абсурда".
К решению вопроса привлекали Общероссийский народный фронт (ОНФ) и Верховный суд. Владимир Путин внес пакет поправок о репостах на рассмотрение Госдумы 3 октября. При этом он же сам и одобрил в 2014 году суровую версию закона после принятия его Госдумой.
Совет по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) при президенте РФ в августе предлагал вовсе отменить часть 1 статьи 282 УК и перевести ее в разряд административных правонарушений. Авторы поправок предлагали оставить уголовное наказание только за насильственные экстремистские действия, исключив уголовное преследование за слова, "не представляющие реальной угрозы защищаемым Конституцией РФ интересам".
Печать