Сразу после Нового года появились свежие прогнозы и слухи о скорой отставке нескольких глав регионов. Почти у всех в этом году истекает срок полномочий. Андрей Бочаров, возглавляющий Волгоградскую область с 2014 года, и Алексей Орлов, который управляет Калмыкией с 2010 года, также в этом списке. Что может стоять за подобными слухами, насколько можно доверять домыслам, кто на кого и почему пытается давить и как на самом деле принимаются важнейшие кадровые решения, «ФедералПресс» рассказал политолог Александр Сайгин:
ЭКСПЕРТ
АЛЕКСАНДР САЙГИН
«В условиях, когда не очень понятно, как функционирует сама система в целом, говорить о том, что тот или иной слух или даже слив является верным, крайне сложно. То, что в прошлые разы авторы слухов иногда попадали, в общем ни о чем не говорит. Тот же Александр Жилкин из Астраханской области регулярно упоминался и правда ушел. Но там была очевидная взаимная усталость – человек долго занимал свой пост.
Сейчас в мире эпоха «фейк ньюс». Владельцы каналов в мессенджерах никак не отвечают за тот контент, который создают. Они рискуют только репутацией, но на нее в России особо никто внимание не обращает. Поэтому все сливы в зависимости от ретранслятора могут быть разной направленности.
Если предположить, что подобное сливает кто-то из государства, кто участвует в принятии решений, то это больше похоже на определенную острастку.
Возможно, где-то наверху опасаются бунта региональных руководителей. Это немудрено. Я прогнозировал это, еще когда принимали муниципальную реформу в новом виде. То, что губернаторы больше не имеют противовеса в виде мэров, губительно для государства.
У глав есть собственные ресурсы, чтобы по каким-то моментам «выбрыкивать». В конце прошлого года мы видели, как Мордовия подала в суд на федеральный Минфин. Раньше были высказывания Артамонова, Минниханова (соответственно Анатолий и Рустам, главы Калужской области и Татарстана. – Прим. ред.) по части бюджета. Это были достаточно аккуратные слова, но и ситуация была иная.
Сейчас главы регионов вполне могут почувствовать некоторую вольность решений. К тому же Федерация у нас ассиметричная – глава главе не ровня. Некоторые по уровню влияния – как федеральные министры. Что, впрочем, ни к Бочарову, ни к Орлову не относится. Но по ним сейчас нет четкого понимания, на кого они ориентируются на федеральном уровне и насколько он монолитен.
Еще в середине нулевых была поговорка, что Кремль один, а башни в нем разные. Сейчас эта тенденция усиливается. Москва одна, но центров принятия решений (или хотя бы на них влияющих) очень много. Нет общего стратегического интереса.
Под каждое кадровое решение можно найти обоснование какими-то очевидными процессами в регионах. Но любые такие процессы всегда вызывают вопрос – а кто их делает очевидными и насколько они мощны? Все зависит от того, какой фон складывается и через что он транслируется.
Судя по негативному фону, который складывается вокруг Андрея Бочарова, действительно ему непросто. Например, тема с ремонтом туалетов за 4 млн рублей. Казалось бы, на региональном уровне администрация оправдалась, как только могла. Туалеты не конкретно Андрею Ивановичу делаются, а для всех, кто на третьем этаже администрации. Тем не менее тема повторно всплывает на федеральном уровне: и на «Эхо Москвы», и в крупных Telegram-каналах. Значит, есть интересанты, которые готовы раздуть эту тему до очень большой. У определенных игроков есть вопросы, и повод будет использоваться и дальше.
Не факт, для того чтобы именно Бочарова утопить, а в контексте общей ситуации с критикой «зажравшихся чиновников». Сам фон не означает, что есть люди, заинтересованные в том, чтобы поставить своего человека на место того же Бочарова, а, например, возможно ослабить какую-то группу, к которой Андрей Иванович близок. Хотя он сейчас достаточно «токсичная» персона, чтобы какая-то группа была в нем сильно заинтересована. Он способен любую группу ослабить фактом связи с ним, потому что есть и ситуация с «Красным Октябрем». До этого было много высказываний спорных, вопиющих случаев с перезахоронением воинов Великой Отечественной, с вырубкой парка сталинградских вдов.
Мы помним и высказывания про 100 миллиардов для тракторного завода по гособоронзаказу, которые оказались абсолютным фейком. За 5 лет человек девальвировался со 100 миллиардов до 2 миллиардов (Последняя информация областной администрации о госзаказе на такую сумму, который обещан банкротному металлургическому комбинату «Красный Октябрь». – Прим. ред.). Возможно, кому-то выгодно сделать Бочарова очередным козлом отпущения, показать, что неприкасаемых в стране нет.
Что касается Калмыкии, то, вероятно, главный фактор – это усталость населения от главы. Не сказать, что Орлов самый плохой губернатор. Пианист играет как умеет, учитывая ограниченность ресурсов и особенности республики. Особых скандалов нет, при этом, например, готовится проектно-сметная документация по Лаганскому порту. Возможно, Алексей Маратович кому-то невыгоден, кому-то республика будет нужна для реализации каких-то проектов.
Роднит Бочарова и Орлова то, что они оба умели обеспечить нужный результат на выборах. Таких раньше любили. Но это время прошло. Неизвестно, обеспечат ли они снова. В Хабаровском крае губернатор Шпорт тоже обеспечивал когда-то все, что нужно. И проиграл элдэпээровцу. Люди почуяли тренд, что губернаторов можно сносить. Оба региона не такие значимые, как то же Приморье, за них так биться не будут. И перспективы Орлова и Бочарова пересидеть 2019 год выглядят достаточно туманно.
Хотя вполне может быть, что и пересидят. Повторюсь, система непрозрачная, и непонятно, как принимаются решения, чем руководствуются».
Печать