Журналист, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич оценил опыт Германии по регулированию интернет-пространства, где действует одни из самых репрессивных законов против всемирной паутины, многомиллионные штрафы и троянские программы для шпионажа.
Вопросы «Реальна ли угроза отключения России от интернета?» и «Кто будет победителем в третьей мировой информационной войне?» становятся все более актуальными. Я всегда говорю, что выстоять в этой борьбе нам помогут только собственные технические платформы. Мою позицию поддерживают и представители других стран.
В ноябре прошлого года в рамках первого Псковского международного медиафорума я выступил модератором панельной дискуссии «Россия и Европа: как переводить новости, или как сказать правду». В обсуждении участвовали немецкие эксперты, которые как раз говорили о поисках альтернативны западным социальным сетям и новым медиа, потому что иначе цензура заткнет рот самому талантливому материалу.
В целом же с немецкими коллегами у нас состоялся интересный и профессиональный разговор, по итогам которого я получил от них приглашение посетить Германию.
В рамках январского рабочего визита у меня прошло много интересных встреч с независимыми немецкими журналистами, представителями общественности. Основная тема, которая меня интересовала, — интернет, в частности их опыт регулирования Всемирной паутины.
Уголовное законодательство этой страны включает в себя множество статей, предусматривающих ответственность за различные преступления, совершаемые с помощью компьютеров и компьютерных сетей.
Больше всего Германия «прославилась» одним из самых репрессивных законов против интернета (так называют его СМИ) — речь идет о Netzwerkdurchsetzungsgesetz, что в переводе означает «Закон улучшения возможности своих прав в социальных сетях». И вот что удивительно: одно из нарушений формулируется как «угроза демократическому правовому государству». Все посты, которые, по мнению цензоров, подпадают под это определение, подлежат немедленному удалению из социальных сетей.
Но есть в этом законе и действительно хорошая мысль. Так, интернет-площадки с аудиторией более двух миллионов человек должны удалять записи, содержащие «разжигание ненависти и клевету» в течение суток. За невыполнение этих требований компаниям будет грозить штраф до 50 миллионов евро. Замечу: по словам общественности, закон работает плохо. Но в целом идея правильная, и на территории нашей страны мы могли бы ее применить.
Кроме того, меня вдохновило следующее: соцсеть, которая зарабатывает на территории Германии, должна иметь офис в стране, потому что она несет ответственность там, где находится ее пользователь. Это закон!
И это то, о чем неоднократно говорил и я. Ни у Twitter, ни у Facebook нет в России юридического лица и офисов, потому что компании избегают неудобных вопросов. Отмечу также, несмотря на то что корпорация Google имеет представительство в России — в центре Москвы находится большой офис, где работают сотни людей, — запросы российских СМИ они игнорируют полностью.
Есть еще один любопытный момент: полиция или спецслужбы могут использовать троянскую программу для шпионажа за собственными гражданами. И все это абсолютно легально! Подчеркну еще раз: Германия – центральное государство, каркас объединенной Европы, о свободах в которой нам так любят рассказывать либералы. Так вот они, ваши «свободы»!
Как мы можем заметить, цензура в Германии жесткая, уделяется большое внимание вопросам контроля над использованием интернет-пространства. При этом многие законодательные ограничения вводятся при значительном сопротивлении со стороны общественности, СМИ и компаний, работающих в сфере компьютерных и сетевых технологий. Но вводятся и работают!
Да, вот они, европейские «ценности»! Себя они защищают, а мы чем хуже?!
Наша комиссия будет и дальше изучать опыт других стран в части регулирования интернет-пространства, чтобы понимать, каких ошибок нужно избегать и какой позитивный опыт можно использовать и на территории нашей страны.
Печать