Взрыв в Магнитогорске использован в борьбе против Дубровского и ММК
Фото с сайта: ura.news Фото: Илья Московец URA.RU
Альбина Золотухина
Как устроен политический мир: дачная кофта vs. Telegram-каналы и рейтинги
На одиннадцатый день после ЧП в Магнитогорске трагедия с взрывом в жилом доме получила политическую трактовку. Фонд «Петербургская политика» посчитал, что из-за этой трагедии социально-политическая обстановка в Челябинской области хуже, чем в любом другом регионе России. Это сообщение лишь элемент в продолжающейся дискуссии о том, кого федеральная власть должна поддержать на выборах губернатора Челябинской области, которые пройдут осенью 2019 года.
Действующий глава региона Борис Дубровский заявлял о своей готовности продолжить работу и с прошлого лета предпринял для этого массу эффективных действий. Однако есть и противники его сохранения в Челябинске: крупный промышленный регион интересен разным группам влияния. В единый день голосования 2019 года по степени экономической интересности Челябинская область входит в топ-5 вместе с Санкт-Петербургом. «Трагедию в Магнитогорске пытаются использовать в политической игре против губернатора», — признает собеседник «URA.RU» в «Единой России».
Взрыв в доме в Магнитогорске прогремел утром 31 декабря. В результате трагедии погибло 39 человек. На спасательную операцию прилетал президент России Владимир Путин, расследование контролирует глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. В тот же день взорвалось и маршрутное такси: погибло три человека.
Руководитель фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов ставит в вину областным властям, что они не озвучили «общей и внутренне непротиворечивой версии, объяснявшей обстоятельства трагедии». «Снижение рейтинга связано не с реакцией, а с тем, что такие события (типа пожара в пермском клубе „Хромая лошадь“) всегда в глазах федеральной власти служат индикатором проблем (в Москве все же не очень любят, когда регионы приносят плохие новости), — уточнил в разговоре с „URA.RU“ Михаил Виноградов. — Плюс общая двусмысленность вокруг происшедшего сыграла свою роль. Региональные власти на это влиять почти не могут. У любого такое может случиться».
Слухи о том, что этот загадочный взрыв «Газели» 1 января связан с взрывом дома, дали повод для многочисленных фейков. Официальные сообщения СК РФ о том, что следов взрывчатки на месте рухнувшего подъезда нет, мало кого успокоили.
Политтехнолог Сергей Клесун не согласен с переносом ответственности на региональные власти: «Версии случившегося — это прерогатива силовых структур, а не губернатора». Он настаивает, что Дубровский показал потрясающую работоспособность, а его пресс-служба — исключительную оперативность. Уже в 7 часов утра 31 декабря Борис Дубровский был на месте трагедии и проводил в оперативном штабе, которым руководил, по 16 часов в сутки. Его телеграм-канал стал одним из основных источников информации о происходящем в Магнитогорске.
По версии фонда «Петербургская политика», по итогам декабря Челябинская область заняла самую нижнюю строку рейтинга как регион «со слабой устойчивостью». В другом ежемесячном рейтинге, подготовленном Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК), руководит которым Дмитрий Орлов, у губернатора Бориса Дубровского 31-е место в рейтинге.
Первый замминистра МЧС России Александр Чуприян отметил, что впервые сталкивается с такой ответственностью со стороны гражданских лиц. «Техника не останавливалась ни на минуту, мы были обеспечены техникой полностью. Нигде не было такого, чтобы спасателям прямо к месту работы приносили горячий чай и кофе, — заявил Чуприян, обращаясь к магнитогорцам. — Спасибо властям области и города за такую организацию».
«Есть определенный стандарт действий властей, заданный событиями в Кемерово, — отмечает политолог Евгений Минченко. — Дубровский сразу же появился на месте трагедии и все эти дни постоянно находился в коммуникациях с людьми».
По мнению Минченко, челябинский губернатор, «несмотря на серьезную слуховую волну, вышел из ситуации скорее с плюсом, чем с минусом».
Источник агентства на уровне УрФО согласен: Борис Дубровский показал себя как эффективный управленец. И работал в полном соответствии с последними вводными администрации президента России, делая ставку на прямое общение с челябинцами. Собеседник особенно отметил видеообращение губернатора: «Неофициальное, информативное и человеческое. По всем канонам пиара».
Обращение Дубровского к жителям области после трагедии в Магнитогорске
Знакомый парламентарий тоже отметил, что к землякам Дубровский обратился не в костюме, а в свитере, какой «есть у каждого россиянина на даче». «Свитер специально никто не подбирал, — утверждает источник в окружении губернатора. — Когда рано утром, 31 декабря, ему сообщили о случившемся, он оделся так, как ему удобнее».
«Обычный свитер», — согласен Минченко. Политолог согласен, что в информационном пространстве развернулась кампания по борьбе за влияние на Челябинскую область.
Вторым направлением стала критика председателя совета директоров Магнитогорского металлургического комбината Виктора Рашникова, которого в телеграм-каналах упрекали в том, что ММК выделил мало средств на помощь пострадавшим, а сам Рашников даже уехал из области. Хотя предприятие выделило более 100 млн рублей, а бизнесмен был в городе с 31 декабря по 9 января.
«Это не расчет на электоральный эффект, а попытка обозначить возможность, что у Рашникова могут забрать регион, — считает Евгений Минченко. — ММК, конечно, мог бы в этой истории вести более активную информкампанию. Хотя это могло бы размыть повестку, которую держал штаб под руководством Дубровского».
«В любом случае трагедии такого масштаба негативно сказываются на имидже первого лица региона, — настаивает политэксперт и автор телеграм-канала „Давыдов.Индекс“ Леонид Давыдов. — Вне зависимости от того, как власть отреагировала. Для населения это будет тем, что „власть недоглядела“, „власть допустила“. Ну, и понятно, что все смотрят за поведением властей. В данном случае власти области вели себя так, как необходимо».