Позиции России и Японии по мирному договору остаются прежними, а информационная волна последнего времени не повлияет на ход и качество переговорного процесса. Так считают эксперты, опрошенные ФБА "Экономика сегодня".
Сегодня в Москву прибудет министр иностранных дел Японии Таро Коно. Его цель - подготовка визита японского премьер-министра Синдзо Абэ в российскую столицу. В понедельник Коно встретится со своим коллегой Сергеем Лавровым, на этих переговорах, как ожидается, также будет обсуждаться визит Абэ, который может случиться 21 января, хотя не исключен и перенос.
В последнее время ситуация в вопросе достижения мирного договора между двумя странами усложнилась. Это вызвано рядом заявлений, сделанных Токио по теме южных Курил.
На днях в Госдуму был внесен законопроект "О территориальных претензиях к Российской Федерации со стороны Японии", устанавливающий территориальную принадлежность Курил к Сахалинской области РФ и запрещающий применять правовые акты, содержащие положения об отторжении этих территорий.
Сохранение позитивного тонаВ очередной раз стороны подтвердили свои позиции относительно территориального спора, опять же, стало ясно, что каких-то изменений в этих позициях не произошло, замечает научный сотрудник ИМЭМО РАН Кристина Вода, говоря о ситуации последнего времени. Это, в свою очередь позволяет предположить, что заметных шагов от визита и Коно, и Абэ не случится.
"Что касается непосредственно даты визита министра, возможно, будут обсуждаться намерения сторон продолжать консультации, поддерживать хороший уровень контактов, установившийся благодаря взаимодействию лидеров двух стран. В этом смысле, уверена, что обе стороны приложат усилия к сохранению позитивного тона отношений двух стран", - сказала эксперт.
Никто ничего не обещалСитуация по предложению России находилась в состоянии переговоров, напоминает
директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников, говоря о том, что Япония сделала поспешные выводы: "Москва предложила вернуться к обсуждению мирного договора на основании декларации 1956 года - никто не обещал передачи островов Японии".
Эксперт полагает, что переговоры на высшем уровне все-таки начнутся, и это само по себе хорошо, но говорить, что завтра будет заключен мирный договор и острова перейдут под юрисдикцию Токио, не стоит, никакие совместные документы еще не выработаны. "Вот начнутся они вырабатываться, это и есть позитив", - отметил Солонников.
Реакция в обществеТема, которая является сегодня ключевой в отношениях России и Японии, крайне болезненна для обеих сторон. Японскому кабинету будет сложно признавать мирный договор без получения островов и ставить на этом точку, ведь на протяжении многих лет стоял вопрос о неизменности позиций по четырем островам.
"Если Токио начнет соглашаться на меньшее количество, это окажется серьезным отступлением от прежних принципов, что уже вызывает реакцию в обществе - с ложными угрозами, лишними заявлениями, фейками и опровержениями", - говорит эксперт ФБА "Экономика сегодня".
При всем этом информационная волна последнего времени, скорей всего, не повлияет на качество и ход переговорного процесса - к такой реакции готовы и одна сторона, и другая. "В Японии уже точно половина информационных вбросов модерировалась со стороны нынешнего кабинета", - отметил Дмитрий Солонников.
"Сам по себе мирный договор нужен нам для того, чтобы урегулировать с Японией вопрос границы, т.е. территориальный вопрос, а во всех других случаях будет достаточно любого другого двустороннего договора", - говорил ранее ФБА "Экономика сегодня" старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков.
Здесь можно подписать договор о мире и дружбе, какое-то другое двустороннее соглашение, но именно мирный договор возможен для Японии только в случае решения территориальных проблем, а это для Токио исключительно передача этих островов.
"В случае, если решение территориального вопроса опять откладывается, то все здесь переформатируется, и в таком случае, нам вряд ли удастся подписать мирный договор с Японией, поэтому это возможно только в случае уступок России", - указывал эксперт.
Автор: Игорь Скрыпач
Печать