Фото с сайта:
tulactive.ru
В 2018 году жилищно-коммунальные услуги в России подорожали на 3,7 процента. Соответствующая информация обнародована Федеральной службой государственной статистики (Росстат). По данным ведомства, сильнее всего выросли цены на водоотведение, холодное и горячее водоснабжение: на 5,7 процента, 5 процентов и 4,4 процента соответственно. Электроснабжение подорожало на 3,9 процента, отопление — на 3,8 процента, газоснабжение — на 3 процента.
Об угрозе дальнейшего роста тарифов ЖКХ в конце декабря 2018 года вице-премьера Дмитрия Козака письменно предупредил Минстрой России. Стало известно о том, что в 2019 году тарифы платы за жилищно-коммунальные услуги будут повышены дважды — 1 января и 1 июля. Таким образом, с 1 января тарифы выросли на 1,7 процента к июлю 2018-го, а с 1 июля 2019 года они будут увеличены еще раз — на 2,4 процента к текущему уровню.
Специалисты, опрошенные Институтом региональной экспертизы, указывают на то, что повышение коммунальных тарифов становится политической проблемой. Именно этот фактор способен оказаться наиболее взрывоопасным и вызвать волну народного недовольства в регионах, особенно там, где уровень жизни населения остается крайне низким. На протяжении последних лет именно ЖКХ и постоянно растущие тарифы остаются для россиян одной из главных проблем.
Из года в год проблемы в сфере ЖКХ выходят на первое место среди проблем, беспокоящих россиян, подтвердил
глава Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. «В отличие от других проблемных вопросов, таких как образование, экономическая стабильность, здравоохранение, безопасность, со сферой жилищно-коммунального хозяйства мы сталкиваемся ежедневно. Утром мы принимаем душ, готовим завтрак, собираемся на работу. Ведем детей в школу или детский сад. Нам важно, чтобы вода была горячая, в доме было тепло, а зимой дороги расчищены от снега. Поэтому во многом социальное самочувствие граждан зависит от качества предоставляемых коммунальных услуг», - пояснил Иванов. По его словам, очевидно, что жилищно-коммунальная сфера косвенно влияет на политическую ситуацию в регионе и в стране в целом: «Конечно, губернатор не может лично отвечать за каждую яму во дворе, но он должен заниматься комплексным решением проблем в сфере ЖКХ и держать ситуацию под контролем. За последние годы уже многое удалось сделать. Например, введено лицензирование деятельности управляющих организаций, активно заработал государственный жилищный контроль, начала проводиться «мусорная» реформа. Однако руководство страны пока не до конца понимает важность реформирования и модернизации этой сферы».
Так, по его мнению, одна из основных проблем – это отсутствие обратной связи между властью и жителями: «Да, есть регионы, где коммуникация постепенно налаживается. Например, в Москве жители все чаще пользуются «Активным гражданином». В Подмосковье для решения проблем создан «Добродел». Но подобные каналы связи есть не во всех регионах и потому, как никогда, актуальна проблема выстраивания эффективного диалога между властью и гражданским обществом. Власть должна прислушиваться к мнению граждан, и осуществлять деятельность с учетом их пожеланий. Но примеры такого взаимодействия, увы, пока единичны».
Для регионов - очень небогатых в своей основной массе - проблема тарифов ЖКХ крайне болезненна, соглашается заведующий кафедрой РГСУ Михаил Гундарин. По его словам, о даже небольшой рост тарифов для многих семей означает отказ от чего-то из области «бонусов». «Федеральный центр все больше «доверяет» объяснения по этому поводу главам регионов. Да им и самим приходится брать на себя труд объяснения с недовольными людьми - ведь на Москву как источник неприятностей прямо не укажешь, это чревато. И тут губернаторы действуют кто во что горазд. Диапазон широк - от прозрачных намеков «я бы всей душой, но понимаете сами» (кивок в сторону Центра). До полного игнорирования проблематики роста тарифов. Мол, я этого не замечаю, пусть отдуваются муниципалитеты. Все это малоэффективно, но хороших путей тут и быть не может», - пояснил Гундарин. Он полагает, что единственный позитивный вариант - помощь людям в виде разного рода «социальных ярмарок», где можно купить товары со скидками. При этом рост тарифов прямого действия на политическое поведение не имеет, признает эксперт. «Мы все к такому привыкли, это как бы в правилах игры, и потому голосуют люди по другим основаниям», - заключил собеседник.
В некоторых регионах «коммунальная тема» уже дает свои «взрывоопасные» плоды. Так, в Оренбургской области областные власти несколько лет назад значительно уменьшили в выплаты по компенсации оплаты коммунальных услуг пенсионерам и льготникам. Политтехнолог Кирилл Шкилев напомнил, что «тогда это привело к достаточно массовым уличным выступлениям». «Сейчас тема фактически сошла на нет. Однако в конце января жители области получат платежки с увеличившимся в среднем в 3-4 разом тарифом на вывоз мусора. Как на это отреагирует население, а в особенности оплот властного электората - сельские жители, пока не ясно. Одно можно сказать точно - в данный момент все проблемные вопросы с тарифами и вывозом мусора в новогодние дни сбрасывают на представителей регоператора и муниципалитеты. Однако до муниципальных выборов еще полтора года, а выборы губернатора уже в этом году, и кандидатам придется отвечать на неприятные вопросы не только о самой системе вывоза мусора, но и об установленных областным правительством тарифах», - пояснил эксперт.
Жилищно-коммунальное хозяйство, у которого сформировался прочный имидж «черной дыры», в которой исчезают миллиарды, может стать главной горячей точкой в наступившем году. Такой прогноз озвучил главный редактор ИА «Национальный Эксперт», кандидат экономических наук Михаил Белый.
«Раздражение начнет накапливаться уже в феврале, когда люди получат первые платежки. После этого продолжат расти долги, есть риск, что процесс пойдет лавинообразно», - предполагает Белый. Позднее, когда задолженность достигнет критической массы, а прессинг на должников значительно возрастет, может произойти пресловутый «взрыв». «Именно поэтому сегодня важнейшая задача, стоящая перед региональными властями, заключается в том, как нивелировать неизбежные процессы, как помочь наименее защищенным слоям населения и предотвратить самые негативные социальные последствия» - подчеркнул эксперт.
Печать