Константин Антонов
На прошлой неделе второй секретарь новосибирского отделения КПРФ Ренат Сулейманов озвучил решение новосибирских коммунистов – Анатолий Локоть будет пытаться снискать поддержку горожан на предстоящих в этом году выборах мэра. И, хотя сам Анатолий Евгеньевич пока о своем решении не объявил, следует полагать, что решение уже принято: на выборы он пойдет. Лично для Локтя все складывается пока удачно – реальных конкурентов не будет, поэтому есть шанс победить. Но, мало кто задумывается над тем, что стерилизация мэрской кампании обернется большими проблемами в будущем и потерями для и без того хрупкой политической системы.
«Пакт «Травников-Локоть» В мае прошлого года Кремлю удалось убедить Анатолия Локтя отказаться от участия в губернаторских выборах в обмен на его поддержку в 2019 году на выборах мэра. Впрочем, вряд ли речь шла о поддержке, скорее всего – о непротиводействии. Суть договоренностей была в следующем: Локоть не выдвигается в губернаторы и вместе со своими пионерами не станет пакостить на выборах Травникову. Тот, в свою очередь, вместе с «Единой Россией» не станет выдвигать кандидата от «власти» на выборах мэра.
Известно, что нежданные союзники Анатолия Локтя пришли в ужас от такого предложения и горячо убеждали его отказаться от даров данайцев, предсказывая ему легкую и убедительную победу. Но Локоть с радостью принял предложение, посчитав, что лучше синица в руках.
У его противников, в свою очередь, не было уверенности в победе Андрея Травникова, и, учитывая, что случилось в других регионах – Хабаровский край, Хакасия, Владимирская область, Приморье – они не без оснований решили подстраховаться, хотя и новосибирский мэр на посту губернатора их не сильно и пугал.
Сам Анатолий Локоть – человек тихий и покладистый, никакой опасности не представляет. Про таких говорят: где оставишь – там и найдешь. За время своего мэрства он лишний раз продемонстрировал, что перечить не станет, выполнит любой приказ сверху, кулаком по столу не стукнет, ногой не топнет. Может, правда, сморозить глупость с театральной сцены, но тут главное – не наливать! Другое дело – те реваншистские силы, которые решили использовать его как тряпичного идола, чтобы вернуться во власть. Если бы этот сценарий реализовался, то возник бы вопрос: зачем Кремль потратил столько сил на такие радикальные меры по принуждению к согласию местные элиты! Стань Локоть губернатором – закипели бы опять межэлитные страсти, один из крупнейших сибирских регионов погрузился бы во времена мрачного застоя и деградации, что, собственно, и произошло с Новосибирском за годы его правления в нем.
Обещание приходится выполнять
Андрей Травников и публично, и в узком кругу несколько раз подтвердил свое намерение сдержать слово: Локтю он на выборах мешать не будет. Ему и незачем это делать. Конфликта между областной и муниципальной властью в Новосибирске быть не может – для этого необходимо, чтобы с обеих сторон были личности, самостоятельные фигуры, со своим взглядом на происходящее, опытные политические бойцы. Локоть же с первых дней своего мэрства продемонстрировал, что никогда не пойдет на конфликт. Так было, когда Городецкий решил изъять у муниципалитетов 10% НДФЛ, так он вел себя и накануне принятия решения о повышении пенсионного возраста – никто не видел его на митингах, никто не слышал от него осуждения. Эдакий юноша бледный со взором горящим, который любой завет от более сильного примет как закон. Для любого главы региона Локоть – наудобнейшая фигура, так что Травникову нет никакого смысла его менять.
Условный Кремль, заключивший сделку, тоже спокоен: за четыре года мэр Локоть ни разу не дал повода для беспокойства. Он сумел быстро встроиться в систему существующих властных отношений, ничьи интересы не ущемил, ни одного решения прежней команды Городецкого не отменил, хотя во время предвыборной кампании нещадно их критиковал – что называется, ни прибавил, ни убавил, продемонстрировал стабильность и системность. Словно это не народный вожак, трибун и революционер пришел к власти в третьем муниципалитете России, а в доску свой.
Условный Кремль может и дальше быть уверенным в том, что при мэре Локте в Новосибирске не расцветет буйным цветом протест – как он слил протест против пенсионной реформы, Анатолий Евгеньевич мог бы заработать в пионерлагере дополнительный кусочек сливочного масла; мэр со своими пионерами поддержал повышение коммунального тарифа на 15%; купирует акции протеста нежелательных лиц… Местные элитарии оценили его услуги, когда он засекретил данные о долгах строителей за аренду земли, а некоторым строителям мэрия чудеснейшим образом проигрывает иски в арбитражном суде. Они благодарны за контракты на благоустройство и за низкий спрос на их исполнение… Они вообще ему благодарны за то, что Локоть никому ни в чем не отказывает – сумел за четыре года ни с кем не поругаться, не ущемить ничьи интересы.
Эта благостная картина со стороны кажется большим достижением. Но не нужно даже изучать политологию, чтобы знать – это всего лишь картинка, которая ничего общего не имеет с реальностью, потому что реальная политическая система развивается в условиях преодоления противоречий, конкуренции между различными ее субъектами, путем достижения компромиссов и договоренностей, а не постоянных уступок и политики умиротворения. Сегодня условному Кремлю может показаться, что от добра добра не ищут и нет никакого смысла менять Локтя. Но сколько раз мы уже становились жертвами собственных заблуждений! Если сейчас пронесет, то уже в ближайшее время может рвануть, и тогда потребуются срочные меры, ясный ум и железная рука. А в этот ответственный момент мэром будет Анатолий Евгеньевич Локоть, который, к сожалению, ни тем, ни другим не обладает.
Не вся «Единая Россия» – единая Региональное отделение партии «Единая Россия» попало в сложную ситуацию. Еще совсем недавно из ее рядов раздавались оппортунистические возгласы типа «Мы никаких обещаний не давали!» И правда, местных единороссов никто не спрашивал, когда представители федерального руководства партии пообещали Локтю не выставлять своего кандидата на выборах мэра. Тогда в новосибирском региональном отделении от этого решения пришли в ужас. Здесь, в рядах местных единороссов, за последние четыре года сформировались свои центры, со своими лидерами, которые не прочь были бы включиться в борьбу. Но теперь их надежды рухнули.
Остальные партийцы, за исключением группы председателя Горсовета Дмитрия Асанцева и его «якудзы», недоумевают: еще совсем недавно партия вела ожесточенную борьбу со своим главным политическим оппонентом – КПРФ, продолжает сражаться с ней и сейчас, а тут совершенно добровольно отказывается от борьбы. Как это объяснить своим сторонникам и своим избирателям?
Не могут они найти ответ и на вопрос, зачем и почему в условиях рухнувшего рейтинга отказываться от мэрской кампании, когда она – прекрасная возможность обновить свою технологическую сетку, провести агитационную кампанию, наработать мобилизационный ресурс накануне крупнейших выборов в 2020 году в законодательные и представительные органы власти? С чем партия пойдет на выборы через два года? Как она объяснит своим избирателям, что добровольно отказалась от борьбы за власть в пользу своего конкурента? Она разделяет программу КПРФ?
Эти процессы внутри партии набирают обороты, за исключением малочисленной бакуто, сосредоточенной в Горсовете Новосибирска. Задумывались ли руководители партии о том, чем чревато это решение в дальнейшем? Как оно отразится на единстве партийных рядов и на возможностях «Единой России» бороться за власть в дальнейшем? Пропустить целый электоральный цикл? Отдать его на откуп оппонентам? Такого не было в истории ни одной политической партии.
Правда, бенефициаром этого решения остается «якудза» в Горсовете, которой удалось поставить безвольного Локтя под свой полный контроль. Но в своих узкогрупповых интересах, а не в интересах партии. Понятно, что рано или поздно внутри самой «Единой России» это приведет к открытому конфликту, поскольку усиление этой группировки вызывает пока скрытое противодействие. А со стороны все видится совершенно иначе – мирное сосуществование двух партийных систем, которые в Горсовете совершенно утратили политические половые признаки – и депутаты-коммунисты, и депутаты-единороссы находятся в состоянии перманентного соития, к удовольствию Анатолия Евгеньевича, гарантируя ему теплое место еще на один срок. Мэр понимает всю шаткость своего положения и зависимость от «якудзы», но в силу отсутствия в характере необходимых качеств никакого сопротивления этому не оказывает. Понимает, что эта поддержка будет оказана только до тех пор, пока он полностью удовлетворяет все их запросы, но хватит ли у него в дальнейшем для этого ресурсов, не появятся ли более мощные группировки, которые также предъявят ему свой счет?
Уникальный случай – впервые в Новосибирске власть лежит под ногами Все известные опросы общественного мнения последнего времени показывают – количество тех, кто доверяет Анатолию Локтю колеблется от 28% до 37%. Казалось бы, путь к уверенной победе для него открыт. Это было бы так, если бы не одно «но». Практически такое же количество тех, кто не доверяет Локтю. Это означает, что рейтинг Локтя равен антирейтингу. Весьма значительно тех, кто отказался или затруднился с ответом, а это тоже не в пользу Анатолия Евгеньевича. С политтехнологической точки зрения, достаточно в избирательную кампанию включиться сильному кандидату – и шансы Локтя на переизбрание будут равны нулю. Это понимают в «Единой России» и от того кусают локти (свои), сокрушаясь, что их лишают шанса. Это понимают и в утробе, которая должна разродиться «третьей силой», той самой, рождения которой ждут уже несколько лет. Правда, эта «третья сила» такая же системная, как и все остальные крупные участники политического акта, поэтому ждет, что скажет «акушерка».
А ведь достаточно только намека, и все эти силы придут в движение, даже постараются внешне соблюсти правила приличия – ничем не нарушить прошлогодние весенние договоренности. Этот намек поймет и горсоветовская «якудза», силы и влияние которой, кстати, сильно преувеличены. Она, как и ранее, в силу своей пониженной социальной ответственности, куртуазно сходит на сторону, но вынуждена будет встать в строй.
При таких раскладах у Анатолия Локтя нет никаких шансов на переизбрание. И это будет благо для Новосибирска, у которого появится шанс остановить стремительное падение в омут провинциальности и архаики.
Которые тут временные? Слазь! Впрочем, пока «вторые» и «третьи» мучаются в раздумьях о том, как бы не расшатать систему, «несистемные» бросаются в бой и мечтают о том, чтобы и «Единая Россия» и губернатор Травников оставались верными своему слову. Речь идет о партии Алексея Навального, который уже благословил своего новосибирского начштаба Сергея Бойко на борьбу.
Навальнисты никак не могут упустить такой шанс – если не выиграть выборы, то устроить большой шум. Они-то как раз понимают, что в то время, когда система испытывает определенные трудности, нужно ловить момент. Думается, что в Новосибирск съедутся ловцы со всей России на подмогу своим новосибирским братьям. Будут деньги, другие ресурсы, современные технологии мобилизации, масса волонтеров и сочувствующих придут на подмогу.
Бойко и команда Навального небезосновательно рассчитывают на то, что после недавних событий у значительной части населения накопилось огромное недовольство по отношению к власти вообще. Весь этот протест они попытаются сконцентрировать и направить на победу.
Не должно быть иллюзий по поводу того, что сейчас рейтинг «партии Навального» не превышает 1%. Мы помним триумфальное шествие «демократов» в начале 1990-х, оглушительную победу ЛДПР на выборах в Госдуму, да и последние электоральные результаты в четырех регионах тоже должны настораживать.
На что и на кого рассчитывает Бойко? Он приведет на избирательные участки ту часть избирателей, которая никогда не попадает в электоральные измерения и в поле зрения политологов – они просто не ходят на выборы. Если придет протестная молодежь, которая приведет за собой абсентеистскую молодежь, к ним добавится значительная часть тех, кто ни за «левых», ни за «правых», а против власти вообще. За Бойко, думается, проголосуют те сознательные, которые решили исход голосования в 2014 году, отдав свои голоса за Локтя. Они не нашли среди кандидатов достойного, но поддержали нынешнего мэра назло единороссам, как меньшее зло, как надежду на обновление.
Сколько их таких? Наверное, в сумме наберется процентов пятнадцать. А вдруг, больше? А вдруг за год до выборов случатся в нашей жизни еще события, которые прибавят Бойко голосов? Может ли он, хотя бы теоретически, победить? А почему бы и нет? Но даже 15% хватит для того, чтобы все российские политологи схватились за голову. 15% будет жесточайшим ударом по вышедшей из равновесия политической системе.
Даже если представить, что такой прогноз на результат выборов – фантастика, давайте представим себе, как будет разворачиваться предвыборная кампания, в которой сойдутся два главные силы – представитель системы Локоть и «несистемщик» Бойко. Традиционно, представители системных партий в электоральной борьбе следуют негласным договоренностям – определяют для себя рамки критики и никогда не посягают на основы системы. Сергей Бойко, получив легальные механизмы агитационной борьбы, публичные площадки, использует их по полной для критики не только самого Локтя – тут достанется всем, и никакие подцензурные ухищрения не спасут сознание избирателя от того, что ему не следовало бы знать и слышать. Бойко предоставит своему избирателю то, что он хочет услышать – про коррупцию, про пенсионную реформу… Теперь вопрос: Как все это аукнется в дальнейшем?
В парадигме отечественной realpolitik конкуренция противопоставляется стабильности. Считается, что чем меньше претендентов на власть, соперничающих между собой, чем однообразнее политическая среда, тем стабильнее общество. Русский царь Николай II и пришедшие вскоре к власти большевики считали также. Странно, что в наше время приходится доказывать ставшую уже банальной истину, записанную в учебники по политологии кровью миллионов жертв, павших во времена «слома стабильности». Истина проста: конкуренция – залог стабильности. Именно политическая конкуренция определяет долговременную устойчивость политической системы, поддерживая в ней механизмы самосовершенствования и саморегуляции.
Анатолий Локоть vs спойлеры – это не конкуренция, а олигополия. Сергей Бойко vs Анатолий Локоть + спойлеры – это уже апоптоз, то есть, управляемый процесс гибели политической системы. Какие же тут саморегулирование и самоорганизация!
Еще пару лет назад такое можно было себе позволить, но не теперь – времена изменились. Да и времени нет ни у Новосибирска, ни у самой России на такие эксперименты – выживать нужно, иначе – деградация и, самое печальное, – добровольная!
Печать