По словам главы Госдумы, было бы целесообразно расширить полномочия парламента, чтобы справиться с проблемой крена в пользу исполнительной власти
Нормы действующей в России Конституции целесообразно было бы пересмотреть, с тем чтобы расширить полномочия парламента и устранить существующий дисбаланс ветвей власти. Об этом заявил журналистам председатель Госдумы Вячеслав Володин.
«Это позволило бы в том числе устранить целый ряд недостатков нашей Конституции, которые, как отмечают и председатель Конституционного суда, и многие другие специалисты, связаны с отсутствием должного баланса в системе сдержек и противовесов ветвей власти, креном в пользу исполнительной ветви власти», — сказал Володин (цитата по ТАСС).
Одной из важнейших из уже принятых поправок к Конституции он назвал введенную в 2008 году норму, в соответствии с которой правительство России ежегодно отчитывается перед Госдумой о результатах своей деятельности, в том числе по поставленным ею вопросам (п. «в» ч. 1 ст. 103 Конституции).
«Таким образом, направление реализованных конституционных новаций уже задавало вектор на обеспечение более точного баланса ветвей власти. Следует развивать эту логику дальше: в частности, уточнить и детализировать отчетность правительства перед парламентом именно по вопросам, поставленным Государственной думой, в том числе по вопросам правоприменения», — отметил Володин.
В конце декабря 2018 года во время встречи президента России Владимира Путина с руководством Совета Федерации и Государственной думы Володин говорил о наличии в обществе вопросов к принятой четверть века назад Конституции, актуальности и эффективности ее норм.
«25 лет — то время, когда можно в принципе было бы ответить на эти вопросы, ни в коем случае не замахиваясь на основополагающие положения, но вместе с этим, возможно, найти формат с участием судей Конституционного суда, ведущих ученых в области конституционного права, экспертов и посмотреть, как Конституция и нормы в развитие Конституции работают сегодня, насколько они соответствуют тем положениям, которые были приняты. Во всяком случае это точно даст ответы и принесет где‑то, может быть, и чувство, с одной стороны, удовлетворения, с другой стороны — поиска решений, потому что закон и даже такой Основной закон не догма. Мы должны всегда, приняв закон, думать о том, как этот закон работает, насколько эффективно правоприменение этого закона», — сказал Володин.
Ранее тему изменения Основного закона страны затронул в своей статье премьер-министр Дмитрий Медведев, по словам которого «Конституция в принципе должна быть вечной», но в ее текст могут вноситься такие поправки, которые «направлены на актуализацию статуса органов власти».
31 декабря 2008 года, в первый год президентства Дмитрия Медведева, вступили в действие поправки в Конституцию, которые продлили на два года срок полномочий президента России (до шести лет), а срок полномочий Госдумы — на один год (до пяти лет).
В октябре 2018 года о недостатках Конституции, которые могут быть исправлены путем точечных изменений, говорил председатель Конституционного суда (КС) Валерий Зорькин. К таким недостаткам Зорькин отнес «отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов», крен в сторону исполнительной ветви власти и нечеткое распределение полномочий между президентом и правительством.
Сам Путин в декабре 2018 года сравнил Конституцию с живым организмом, который способен развиваться.
В 2015 году конституционная реформа, существенно расширяющая полномочия парламента, прошла в Армении, превратившейся в итоге в парламентскую республику. Проведение реформы объясняли стремлением президента Сержа Саргсяна сохранить власть после окончания второго и последнего срока на посту главы государства. В апреле 2018 года Национальное собрание Армении, в котором большинство мест занимали депутаты Республиканской партии, избрало Саргсяна главой правительства. Однако за этим назначением последовали массовые протесты, во главе которых встал Никол Пашинян, и уже 23 апреля Саргсян подал в отставку.
Автор: Евгений Калюков
Печать