До назначения выборов в Тульскую областную и городскую Думы осталось не более пяти месяцев. Так получается, что обе избирательные компании для участников процесса будут идти рука об руку. Взаимосвязанной оказалась и перекройка региональной избирательной системы, которая должна помочь заинтересованным партиям и кандидатам реализовать свои политические цели на выборах.
В декабре 2018 года тульская Облдума одобрила поправки, предложенные председателем Избирательной комиссии Тульской области Павлом Веселовым, расширяющие список возможных избирательных систем, применяемых на выборах депутатов в муниципалитетах. Четыре варианта таких систем были дополнены пятым, согласно которому часть депутатов избирается пропорционально поданным голосам за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями, а другая часть мандатов распределяется по мажоритарным многомандатным округам. Теперь ждем, когда Тульская городская Дума примет этот новый, пятый вариант, для формирования самой себя в сентябре 2019 года.
В январе текущего года региональное правительство и депутаты вывели на свет свои идеи по трансформации правил игры для формирования регионального парламента. Здесь и увеличение количества одномандатных округов, и лишение партийного списка общерегиональной части, и распределение мандатов внутри списка по процентам проголосовавших, а не по количеству голосов.
Чтобы разобраться в замыслах законодателей и последствиях их нормативного воплощения, мы обратились за разъяснениями к руководителю агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг», политтехнологу Алексею Игнатову. Алексей Сергеевич, хитросплетения меняющегося избирательного законодательства становятся все сложнее. Мы хотим с вашей помощью разобраться в ситуации. Считаете ли верным суждение, что новый, пятый вариант правил организации выборов в Туле, и будет принят гордумой перед выборами в сентябре?
«Полагаю, что изменения избирательного законодательства для формирования и тульской городской и областной Дум приурочены к выборам в сентябре 2019 года и будут реализованы.
Тульская городская Дума действующего созыва состоит из 35-ти депутатов, избранных по семи пятимандатным округам, которые включают в себя, в среднем 62-64 тысячи избирателей. По новой системе будут и списочники, и многомандатники. Есть мнение, что соотношение будет таким: 10 депутатов будут избираться по спискам, а остальные – в пяти пятимандатных округах. Такие округа увеличатся и станут, в среднем, по 87 тысяч избирателей.
Остается интрига как будут распределяться мандаты внутри списка: будет ли общая муниципальная часть или только территориальные группы, как будут определяться победители в этих группах - по абсолютному числу голосов или по проценту. В областной Думе уже определились, что это будет процент. В Гордуме этот вопрос еще не решен. Получается интрига для кандидатов – какое количество голосов надо будет набрать, чтобы пройти в депутаты по списку партии».
В чем принципиальное отличие пятимандатного избирательного округа от одномандатного?
«Отличие показывается в самом названии. В одномандатном округе депутатский мандат достается одному победителю. В пятимандатном округе избиратели выбирают себе пять депутатов, то есть «выдаются» пять мандатов.
Человек на избирательном участке получает бюллетень, в котором фамилий кандидатов больше, чем пять (это обязательное требование законодательства), и ставит не одну галочку, а от одной до пяти. Первые пять кандидатов, набравших наибольшее количество голосов, чем другие претенденты в этом округе и становятся депутатами.
Например, на выборах в Тульскую городскую Думу текущего созыва в 2014 году, депутатами стали кандидаты, набравшие более 7 тысяч голосов избирателей. Были отдельные случаи, когда депутатами становились с чуть меньшим количеством голосов, были и депутаты-рекордсмены, например, Виктор Дзюба, набравший более 17 тысяч голосов. Это было при явке в 32 процента.
При новой системе избрания у кандидатов усложняется задача. Их штабы должны будут рассчитать число голосов и ту предполагаемую явку, которая может быть, чтобы кандидат стал депутатом. Если будет спокойный инерционный сценарий выборов, и явка будет в районе 30-35 процентов (это стандартная явка на муниципальных выборах), то кандидат должен будет набрать от 8,5 тысяч голосов. Это значительное число и нужно будет серьезно поработать».
Как влияет на предвыборные стратегии кандидатов соотношение количества депутатских мест, распределяемых по спискам, и по мажоритарным округам?
«Во-первых, кандидату надо определиться как он будет выдвигаться: в составе списка или по одно- или многомандатному округу, согласовать свою кандидатуру в партии.
Сейчас, например, на выборах в Тульскую областную Думу 19 депутатов избираются по спискам, 19 – по одномандатным округам. То есть при таком соотношении, возможность у кандидатов-списочников пройти в парламент выше. Если количество «списочников» уменьшится до 12-ти, то и вероятность стать депутатом уменьшится. В этой ситуации выгоднее быть кандидатом-одномандатником.
Кроме того, кандидаты-списочники и одномандатники обычно ведут согласованную между собой избирательную кампанию. Когда есть один кандидат в округе и одна территориальная группа, то эти два кандидата могут помогать друг другу.
Сейчас получается, что территориальные группы будут в два раза больше одномандатных округов. И кандидатская связка будет уже из троих человек. А согласовать интересы и действия трех кандидатов будет сложнее, чем двоих. Поэтому можно прогнозировать развитие внутрипартийной конкуренции за выгодную стартовую позицию.
Та же ситуация и в Гордуме. При понятных текущих рейтингах основных партий получить мандаты десяти «списочникам» будет труднее. Полагаю, что политики постараются стать пятимандатными кандидатами, чтобы увеличить свой шанс на избрание.
Поскольку округа увеличиваются, то увеличивается и нагрузка на кандидата с точки зрения собирания голосов. Следовательно, нужно больше финансовых средств, больше агитаторов, чтобы охватить большую территорию. Когда округа были по 12 тысяч избирателей, то кандидату с двумя помощниками было реально всех обойти самим. Сейчас, когда округа под сто тысяч и растянуты территориально, без полноценных штабов не обойтись. И при этом сам кандидат должен быть личностью, способной заинтересовать избирателей. И это основной момент».
Значит, малые партии действительно оказываются в сложном положении?
«Нет. Между большой партией и богатым ресурсным кандидатом нет знака равенства. И в партии власти существуют кандидаты с небольшим количеством ресурсов и в малых партиях могут быть кандидаты с серьезными деньгами и возможностями. У нас избиратели голосуют не за партию. Главное – это личность кандидата, его ресурсы и технологичность кампании.
В 2019 году, возможно, выдвинуться от малой партии будет более выгодно: удобно критиковать, удобно работать. Позиция критикующего атакующего в современных политических условиях может быть выигрышной. А ресурсы – это личные дело. Партия редко дает кандидату ресурсы. Обычно это кандидат делится с партией ресурсами».
Какой вариант избирательной системы для городских выборов кажется вам наиболее оптимальным?
«Это зависит от субъекта процесса. Если смотреть с точки зрения политика, то любой вариант нормален. Не бывает плохих или хороших избирательных систем. Все они решают определенные политические задачи. Главное – иметь точную цель, инструментарий и ресурс.
С точки зрения избирателей, то лучше всего много небольших одномандатных округов. В таких условиях депутат становится доступнее не только в моральном, но и в территориальном плане. Он создает множество личных контактов и становится «своим». Кроме того, борьба в одномандатном округе стимулирует конкуренцию и более эффективную работу на своей территории, чтобы потом переизбраться.
С точки зрения партий, то, конечно, удобнее списочная система, которая предполагает, что, если список набрал определенный процент, то есть гарантированное число мандатов».
Зачем, по вашему мнению, увеличивать количество одномандатных округов на выборах в Тульскую областную Думу? И откуда взялось предложение такого странного уменьшения количества депутатов всего на два мандата?
«Меня всегда удивляла тенденция уменьшения количества областных депутатов в нашем регионе. Сначала с 48-ми до 38-ми, теперь до 36-ти. Возможно, таким образом хотят придать больший политический вес каждому депутатскому мандату – чем их меньше, тем они ценнее.
Число одномандатных округов увеличивается, наверное, потому что в обществе есть запрос на индивидуальное общение с депутатами. Если сделать компанию списочной, то многие кандидаты будут меньше взаимодействовать с избирателями. В одномандатной кампании кандидаты будут вынуждены больше общаться с людьми и выстраивать коммуникацию. Это в целом для выстраивания взаимоотношений власть-общество сыграет позитивную роль.
Еще одна из причин вероятно, заключается в том, что изменение количества округов является хорошим поводом перенарезать границы округов. Если оставить 19 как сейчас, то серьезного мотива менять нарезку нет».
Общерегиональную часть списков, по-видимому, планируют отменить. Что это изменит и для кого?
«Кандидаты из общерегиональной части списка почти гарантированно становятся депутатами и у них пропадает личная мотивация что-либо делать во время кампании. Избрание только по территориальным группам дает огромный стимул каждому кандидату поработать эффективно.
Есть еще один важный момент для небольших парламентских партий. Для них общеобластную часть убрать невыгодно с точки зрения внутренней политики. Если лидер регионального отделения небольшой партии идет в общеобластной части, то он имеет наибольшие шансы на получение мандата. Если нет общеобластной части, то лидеру мандат не гарантирован, и он становится перед дилеммой: набрать мощных, ресурсных кандидатов – это значит заложить мину под собственное избрание, а если набирать кандидатов менее ярких, то это в целом снижает результат партии.
Внутривидовая борьба в партиях усилится и это хорошо скажется на качестве избирательных кампаний, и на явке избирателей, и в конечном итоге оздоровит партийную систему страны.
А сейчас посмотрите: до выборов остается чуть более восьми месяцев, но активности потенциальных кандидатов не наблюдается. У них зимняя спячка, хотя на самом деле сейчас самое золотое время для подготовки к избирательной кампании».
Анжелика Минаева
Печать