В Литве против российского вмешательства в президентские и другие выборы отныне будут бороться по науке. Старший аналитик вильнюсского института политического анализа Марюс Лауринавичюс обогатил европейских экспертов исследованием «Руководство к пониманию инструментов российского вмешательства в выборы: платформа для анализа долгосрочной стратегии негативного воздействия Кремля».
Автор труда убежден, что работа сделана своевременно. 3 марта пройдут выборы муниципальных органов власти. На 12 мая намечен первый тур президентских выборов, на 26 мая — второй и выборы депутатов Европейского парламента. Не за горами референдум о предоставлении двойного гражданства эмигрантам. Это события, мимо которых, как считает Лауринавичюс, кремлевские политтехнологи не пройдут. Тем более, что официальный Вильнюс устами министра иностранных дел Линаса Линкявичюса еще ранней осенью 2018 года заявил: «Москва уже вмешивается в выборы главы Литовского государства и готовится фальсифицировать их итоги». Весомо, сказано, но голословно. В минувшем октябре консерваторы бывший министр обороны Раса Юкнявичене и экс-премьер Андрюс Кубилюс обратились к правительству с призывом создать антигибридную стратегию, которая позволит обезопасить предстоящие президентские выборы от возможного «российского влияния». Пресс-центр литовского Сейма напомнил остальным депутатам, что «весной [в апреле 2018 года] руководитель департамента государственной безопасности Дарюс Яунишкис предупредил: президентские выборы в 2019 году могут стать объектом гибридной войны Кремля против Литвы». Реагируя, члены Сейма тут же подписали соглашение «О принципах политики обороны Литвы». Оно предусматривало и создание инструментов защиты демократии от «внешних угроз».
Наверное, исследование Лауринавичюса — один из механизмов такой защиты. Сам Марюс искренне убежден, что Москва непременно вмешается в литовские выборы, расставит на посты своих людей. Кремлевский след он видит всюду: в США, в Британии, Испании, Франции, Германии и даже на недавних парламентских выборах в Латвии. Марюс берет на себя смелость опровергать даже латышских русофобов из подпитываемого Джорджем Соросом экспертного центра Re: Baltica. Рижане считают: «Вмешательства в выборы в Латвии со стороны России не наблюдалось». Позиция литовского политолога противоположна: «На выборах в третий раз победила откровенно пророссийская партия „Согласие“, а третье место заняла популистская антиевропейская. А мы говорим — вмешательства не было. Возможно, мы не заметили его, но Россия в течение 15 лет разными способами поддерживает „Согласие“. У „Согласия“ было официальное соглашение с „Единой Россией“. Мы можем сказать, что Россия не вмешивалась в эти выборы? Я бы сказал — это очень упрощенный взгляд». Правда, после того, как Сейм Латвии утвердил новое правительство страны во главе с Кришьянисом Кариньшем из «правильной» партии «Новое Единство», Лауринавичюс прекратил стоны о российском следе на выборах в Латвии.
От российского политолога Сергея Михеева довелось услышать: «укушенных» экспертов не исправишь. В полной мере эти слова относятся и к литовскому коллеге. Это политолог правого толка, много лет проработавший в существующем на американские деньги вильнюсском центре изучения Восточной Европы. Затем он перебрался на стажировку за океан, где явно преуспел на ниве анализа внешней политики современной России. «Руководство к пониманию инструментов российского вмешательства в выборы: платформа для анализа долгосрочной стратегии негативного воздействия Кремля» — это пик профессиональной карьеры Марюса Лауринавичюса.
Он считает, что представление о российском вмешательстве в выборы сводится к кибератакам и дезинформационным кампаниям в прессе и социальных сетях. Но цель Москвы гораздо серьезнее, чем просто помешать ходу выборов, и эту задачу она решает комплексно, с помощью самых разнообразных инструментов и на различных уровнях. Политолог выделил четыре мифа, связанных с вмешательствами РФ. Чтобы не клонировать документ сомнительной ценности, но дать читателям представление о литовской точке зрения по данному вопросу, вкратце коснемся всех четырех.
Миф № 1. Россия пытается воздействовать на демократические системы соседних стран. Вмешательство Кремля не начинается со стартом избирательной кампании и не заканчивается с объявлением победителей. Москва поддерживает не только откровенно пророссийские силы. Она пользуется удачно сложившимися обстоятельствами, чтобы провести удобную для себя политику.
Миф № 2. Российское вмешательство в выборы — это не только информационные угрозы и кибератаки. Не всегда легко за определенными событиями и мероприятиями разглядеть «руку Москвы». Это может быть организация митингов и других протестных акций, чтобы спровоцировать напряжение в обществе. Это внедрение агентов, в том числе в среду влиятельных политических лоббистов. Это укрепление на местах мафиозных структур. Это попытки посеять раздор между союзниками по НАТО и ЕС с целью ослабить их.
Миф № 3. Москва использует все более сложные схемы финансирования своих операций. ФСБ РФ использует связанную с ней сеть людей, которая в то же время преследует собственные корыстные цели и интересы. Наибольшую опасность представляют лоббисты, поскольку через них Кремль может действовать наиболее успешно.
Миф № 4. Россия не выдумала вмешательство в выборы, она всего лишь адаптировала к современным условиям опыт Советского Союза и его специальных служб. Кремль направляет удар в слабые места соседних государств.
Что следует из вышесказанного? Витаутас Бакас, председатель парламентского комитета по безопасности и обороне, считает, что «прочность Литовского государства зависит от самой Литвы». Он видит явные прорехи и не боится говорить о них. Например, литовский бизнес не понимает «токсичности» отношений с российскими компаниями. Концерн MG Baltic. Вокруг деятельности которого прокурорские расследования длится уже более двух лет, поддерживает отношения с российской государственной корпорацией «Росатом». Литовцы надеются получить крупный заказ. Российская сторона, в свою очередь, рассчитывает обеспечить благоприятную информационную среду, чтобы в дальнейшем оказывать необходимое воздействие на Литву. К месту вспомнили калининградский бизнес мэра Каунаса Висвалдаса Матийошайтиса. И все, примеры закончились.
Депутат Бакас считает, что вмешательство России в ближайшую череду выборов в Литве возможно настолько, насколько страна это позволит: «Мы должны усилить свободу слова, не допускать коррупцию, сделать бизнес более прозрачным. Наши банки не должны заниматься отмыванием грязных денег, а лоббисты обслуживать российские интересы». Мысли универсальные и правильные. Вопрос только в том, как реализовать планы до 12 мая? Тем более, до 3 марта, дня выборов в местные органы власти?
Вместо резюме: Россию неоднократно обвиняли во вмешательстве в выборы в других странах, однако она всякий раз опровергала подобные заявления. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков называл их «абсолютно голословными». Глава российского МИД Сергей Лавров подчеркивал, что никаких доказательств в подтверждение этому не было предоставлено. Президент РФ Владимир Путин публично высмеивал сторонников таких подходов к роли Кремля в мировой политике и просил предоставить хотя бы один факт.
Литовский политолог Марюс Лауринавичюс не считает заявления российских лидеров искренними. По его мнению, созданная деконструкция мифов должна помочь экспертному сообществу лучше понять природу и феномен российского внешнего влияния. Единственное, о чем Лауринавичюс сожалеет — о том, что его фундаментальное исследование пока известно только в Литве.
Рената Рейнгольдене
Печать