Президент Украины Петр Порошенко заявил о необходимости выстраивания мира с Россией. Об этом он сказал на форуме «От Крут до Брюсселя. Мы идем своим путем» в Киеве. «Конечно, нужен мир с Россией. Холодный, но мир», — сказал он.
Порошенко также отметил, что тема войны и мира — одна из главных на выборах, так как народ будет избирать не только президента, но и верховного главнокомандующего. Он добавил, что Киев продолжит восстановление территориальной целостности Украины политико-дипломатическим путем.
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов считает, что слова Порошенко о «холодном мире» – это предвыборный трюк.
Это исключительно предвыборная риторика, связанная с социологическими измерениями, которые показали, что подавляющее большинство населения Украины хочет мира и не хочет военных действий на Юго-Востоке Украины. И тем более войны с Россией. Поэтому слова Порошенко — не более чем политтехнологический трюк, призванный расширить электоральную базу. При этом нужно иметь в виду, что практически идентичную позицию занимают все остальные кандидаты в президенты, которые активно критикуют Порошенко.
Поэтому налицо реализация стратегии Порошенко: выбить оружие критики из рук его оппонентов и расширить электоральную базу.
И надо подчеркнуть, что то незначительное по величине агрессивное и радикальное меньшинство электората, которое жаждет крови, то есть радикально правое, по мнению Порошенко и его команды, и так будет на его стороне, так как других кандидатов от «партии войны», по сути дела, не существует. Порошенко в любом случае будет выразителем мнения радиальных националистов. Но их подавляющее меньшинство, и Порошенко своими заявлениями пытается бороться за голоса избирателей Центральной, Восточной, Юго-Восточной Украины и даже Западной Украины, где сильны антивоенные настроения.
Не стоит забывать, что Пётр Порошенко провёл несколько активных международных поездок, в рамках которых общался с лидерами западного мира, перед тем как официально объявил о начале своей избирательной кампании.
Поэтому есть основания предполагать, что данное заявление продиктовано требованиями со стороны западного сообщества и Европы прежде всего. Это требование поумерить националистическую риторику. Европа даёт понять, что не будет поддерживать дальнейшие военные авантюры украинского режима. Но Порошенко будет играть на разных полях и, сказав сегодня, что «нам нужен мир», завтра скажет, что «наш бронепоезд стоит на запасном пути» и что «Россия — агрессивная держава», которая якобы хочет войны.
Если Порошенко нужен мир, то он должен, во-первых, начать выполнять условия Минского соглашения. Начать отвод техники и вооружённых сил из так называемой «серой зоны», то есть зоны разграничения, которая в значительной степени захвачена Украиной. Во-вторых, Киеву надо перестать бряцать оружием и отказаться от военных провокаций. Это касается как линии разграничения на Юго-Востоке, так и бассейна Азовского моря и ситуации вокруг Крыма.
В-третьих, Украина должна перестать захватывать заложников и соответственно освободить всех людей, которые незаконно задержаны по политическим мотивам. То, что делает нынешняя украинская власть — это дикое средневековье.
Но и наконец, четвертое: нужны настоящие переговоры, а не их имитация по размещению миротворцев на линии соприкосновения. Поскольку то, что делает Украина до настоящего времени в отношении миротворческой миссии ООН, — это ничто иное, как пропагандистские трюки. Кроме того, нужно начать реальный диалог со всеми политическими силами, с гражданским обществом и начать искать реальные пути достижения политического компромисса с Юго-Востоком Украины.
Единственный способ нормального существования украинского государства — это федеративное устройство. Иного способа нет. Невозможно существование этой страны в рамках жёсткой унитарной конструкции.
Пётр Порошенко пытается списать на войну все свои ошибки и непродуманные реформы. Конечно, Порошенко — это президент управляемого хаоса. Весь период его президентства прошёл в ситуации постоянно тлеющего конфликта, которому украинские власти не давали утихнуть. Фактически именно в такой ситуации Порошенко сохраняет власть, лавируя между разными олигархическими группами и апеллируя к Западу, прося у него помощи, пытаясь мобилизовать население, сплотить его и списать на войну все ошибки, непродуманные реформы, уступки МВФ, а также банальную коррупцию. В другой ситуации режим Порошенко, по всей вероятности, невозможен.
Режим Порошенко, с одной стороны, мобилизует незначительный, но агрессивный радикальный националистический электорат, направляя его на подавление инакомыслия, а с другой стороны, апеллирует к основной части населения Украины, требуя ещё сильнее затянуть пояса, потому что страна находится в состоянии войны.
Но внешней войны нет, а есть гражданская война, внутренний конфликт, который не касается только ДНР или ЛНР. Настроения, которые репрессивными мерами подавляет режим Порошенко, касаются и Харькова, и Херсона, и Одессы, и Киева, и Центральной Украины. Порошенко же нашел тактику сохранения своей позиции во главе государства, которая даёт ему возможность максимизировать собственную прибыль. Его состояние постоянно растёт в той же прогрессии, в какой уменьшается состояние подавляющего большинства жителей Украины.
Позиция США в отношении Украины направлена на сохранение там ситуации управляемого хаоса. Надо разделять позицию США и Европы, — призвал он. — Позиция США — это сохранение на Украине управляемого хаоса. Для США Украина должна быть в состоянии войны. Для Вашингтона Украина — это плацдарм для того, чтобы ослаблять Россию во всех смыслах. Политическом, информационном, дипломатическом и так далее. Никаких других интересов, за исключением отдельных экономических проектов, на Украине у США нет.
Логика Евросоюза несколько иная. Поскольку Украина для ЕС всё-таки является не такой далекой заокеанской страной, как для США, а находится в непосредственной близости, то наличие постоянного вооружённого конфликта чревато серьёзными негативными последствиями и для самой Европы. ЕС рассматривает Украину не как постоянно действующий конфликт, но как объект экономической эксплуатации. Как страну, территорию которой можно постепенно включить в европейское экономическое пространство в качестве периферийной колониальной территории, которую можно эксплуатировать.
Подготовлено по материалам
regnum.ru
Печать