На прошлой неделе несколько врио перешагнули рубеж первых 100 дней на посту губернатора; пришло время первых, пока еще очень предварительных, итогов.
Институт региональной экспертизы подготовил аналитический доклад на тему
«Временно исполняющие обязанности: первые шаги, модели позиционирования, взаимоотношения с региональной элитой».
В докладе рассматриваются имиджевые стратегии недавно назначенных региональных руководителей, их взаимодействие с региональной политической элитой, причины отставок прежних губернаторов и первые шаги новых врио по решению ситуативных вопросов в своих регионах. Анализ региональных кейсов, а также выделение общего и особенного в рассматриваемых субъектах, позволил авторам составить типологию недавно назначенных губернаторов с точки зрения их политического прошлого и выбранной модели политического поведения.
Авторы доклада приходят к следующим выводам:
1.Процесс отставки губернаторов по-прежнему определяется совокупностью объективных и субъективных факторов, что делает перестановки внутри губернаторского корпуса не всегда предсказуемыми и порой неожиданными даже для самих губернаторов и представителей региональной политической элиты. Возможность федерального центра в любой момент снять руководителя субъекта усложняет процесс развития регионов, так как нет возможности для долгосрочного планирования, в том числе в плане привлечения инвестиций. Фактически ни у одного губернатора нет чёткого представления, сколько он будет руководить регионом. Опыт показывает, что это может быть и два года как у Н. Ждановой в Забайкальском крае, и двадцать лет, как у О. Королева в Липецкой области.
2. Очевидной закономерностью становится то, что назначение на должность губернатора возможно в том случае, если политик прошёл школу работы в федеральных органах власти или в других субъектах. В последние годы практически не наблюдается примеров, когда врио был бы назначен выходец из региональной политической элиты, «преемник» прежнего губернатора. С одной стороны, это способствует разрушению коррупционных схем, но, с другой стороны, новый губернатор начинает формировать свою команду, ему нужно время, чтобы вникнуть в особенности состояния дел в регионе. Одновременно региональная элита всегда живёт в состоянии стресса, боясь перемен, которые способны повлиять на её статус. Фактически на региональном уровне отсутствует преемственность власти как таковая и любые перемены на губернаторском посту де-факто ведут к перестройке региональной политической системы, отсутствию политической и социально-экономической стабильности в региональных политиях.
3. Стилистика позиционирования большинства губернаторов схожа. Они выбирают стиль жёсткого руководителя с авторитарными тенденциями. Анализ показывает, что запрос на популизм и демагогию новые врио готовы удовлетворять. Иногда же (как в случае с Башкирией) новые руководители сами инициируют такой запрос. При этом, за редким исключением, это не позволяет стилистически отстроиться от предыдущего губернатора, который использовал схожую тактику. В большинстве регионов проявляется усталость от подобного типа руководства. В обществе растёт запрос на открытость власти, демократизацию и рост влияния общественных институтов, наблюдается некоторая усталость от «сильных рук». В связи с этим можно предположить, что подобный стиль позиционирования врио рассчитан не столько на внутреннюю общественность, сколько на Кремль, где подобная стилистика по-прежнему воспринимается как свидетельство лояльности и встроенности в общую вертикаль. Полагаем, что в краткосрочной перспективе это усилит рейтинг новых назначенцев, но в долгосрочной перспективе, напротив, приведет к снижению рейтинга.
4. Большинство новых врио предпочитают решать ситуативные проблемы социально-экономического характера. При этом они старательно обходят стороной вопросы политического развития (кроме К. Кокова в Кабардино-Балкарии, где невозможно уйти от вопросов межнациональных отношений) и глобальные вопросы социально-экономического развития, находящиеся в компетенции федерального центра, такие как повышение пенсионного возраста, НДС, общие особенности развития страны. Всё это приводит к тому, что губернаторы теряют политическую субъектность, фактически превращаясь в хозяйственников, руководителей гигантских предприятий (которыми выступают регионы), но не являясь политиками в собственном смысле этого слова, то есть, не обладая собственной политической волей.
Полагаем, что в этой ситуации перед новыми губернаторами стоит несколько ключевых задач.
1. Необходима разработка и реализация стратегии укрепления имиджа новой власти. Пока большинству врио помогает эффект новизны, но он уже начинает исчезать, первые восторженные отзывы начинают сменяться скепсисом, что видно на примере Башкирии, Липецкой области, Забайкальского края и отчасти других регионов. В этих условиях очень важно сформировать команду специалистов, способных выстроить имиджевую кампанию, основанную на предпочтениях населения, учитывающую специфику региональной политической субкультуры.
2. Выстраивание политики, нацеленной на консолидацию элит. Отсутствие внутриэлитной поддержки серьёзно осложнит реализацию намеченных планов в социально-экономической сфере. В этих условиях необходимо принять все меры по недопущению возможного выхода внутриэлитных конфликтов в публичную плоскость. Взвешенная кадровая политика — один из ключевых факторов успеха для новых врио.
3. В условиях роста протестных настроений одной из основных задач будет купирование социального недовольства. Новым врио важно будет не только выявить потенциально наиболее острые проблемы региона, но и выстроить эффективную коммуникацию с потенциальными лидерами протестных групп. В этой связи особое внимание следует обратить на работу в социальных сетях, которые на сегодняшний день представляют собой пространство, в котором агрегируется социальное недовольство. Без налаживания эффективной работы в данном сегменте сложно будет добиться поддержки региональных лидеров общественного мнения.
Читать доклад
Печать