Политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Сергей Гречишников напоминает об истинном значении слова «элита» и делится рецептом – как уберечься от распространяющегося среди управленческой элиты вируса Горринга.
Принадлежность к элите, в том числе политической, накладывает на человека жесткие ограничения. Образ жизни, этикетные нормы, картина мира: все должно быть на уровне. Отступление от поведенческих стандартов при современном развитии средств коммуникации фиксируется практически мгновенно. Камеры и микрофоны теперь практически везде, а мессенджеры и социальные сети сделают любой поступок всеобщим достоянием.
29 января сего года посмотрел без купюр видео от первого заместителя главы Росгеологии Руслана Израиловича Горринга. Это там, где он играет в компьютерную игру и в беседе с соперником, используя весьма изящные выражения, рассказывает об исповедуемых им ценностях. Снято было около года назад и на всякий случай хранилось. И вот этот случай наступил.
Воздержусь от пересказа своих первых эмоций. Увы, «вирус Горринга» поразил часть российской управленческой элиты и, похоже, эпидемия распространяется.
Вирус целиком блокирует такие качества как честь, совесть, порядочность, такт. Зато провоцирует рост зависимости от скотских наслаждений, психологического насилия, маниакальной алчности, пещерного эгоизма, нарочито показного чванства и злобной спеси. И все это на фоне патологической уверенности в собственной безнаказанности и самолюбования.
Горринги и иже с ними – продукт среды. В их среде так принято. Принято унижать тех, кто слабее тебя. Принято пресмыкаться перед теми, кто сильнее. Вот такая нехитрая пищевая цепочка.
Элита… По утверждению знаменитого итальянского социолога Вильфредо Парето, главное качество элиты – превосходство. Превосходство интеллектуальное и нравственное, прежде всего.
Народ готов признать за элитой право на власть, если видит, что элита вбирает в себя лучших. Народ спокоен, когда представители истеблишмента ведут себя подобающим образом.
Вы, кстати, можете себе представить заместителя министра геологии Советского Союза (Мингео СССР), который бы вел себя наподобие Горринга? Я не могу.
Похоже, сейчас началось очередное обострение. У больных, пораженных «вирусом Горринга», это обычное явление. Плохо, что обострение затягивается, и больной уже становится опасен для окружающих. К тому же больной считает себя абсолютно здоровым, а всех остальных безнадежно больными.
Что у нас еще в анамнезе? Не мной замечено: если армии нечего делать, она разлагается. Если элите нечего делать в плане общественного служения (а судя по уже четко обозначившемуся застою в социально-экономическом развитии страны - нечего), то она тоже разлагается. Что мы все чаще и чаще наблюдаем. Арест сенатора Арашукова 30 января – яркий пример.
На личностном уровне основной метод профилактики «вируса Горринга» до неприличия прост: нужно всегда вести себя безупречно. Даже наедине с самим собой. Особенно это касается тех представителей политической элиты, которые вынуждены проходить через выборы.
Второй совет: нужно избегать так называемых «токсичных контактов». Это общение с людьми, которые могут вас дискредитировать, просто оказавшись рядом.
Нужно также понимать, что полного искоренения болезни не будет никогда. Такова человеческая природа. А что вполне возможно? Возможно очередное выздоровление элиты на данном историческом цикле. С помощью хорошего доктора.
Круговорот элит – процесс объективный.
Ранее опубликовано на:
https://www.sergei-grechishnikov.ru
Печать