Фонд «Сибирская политика» составил очередной квартальный рейтинг стабильности муниципальных образований в регионах СФО. Эксперты выяснили, что устойчивость власти ослабла в трети исследованных муниципалитетах. Главные аутсайдеры – Кузбасс и Алтайский край.
Эксперты проекта «Муниципалитет» фонда «Сибирская политика» стали учитывать факт усиления или ослабления рейтинга каждого муниципалитета по отношению к итогам предыдущего периода. Это позволяет выявить особенности вектора развития территорий и недоработки властей в конкретных сферах. В результате все муниципальные образования региона попадают либо в «зеленую» зону высокой стабильности, либо в «желтый» сектор средней устойчивости или в «красный» пояс низкого благополучия. По итогам 4 квартала 2018 года, устойчивость власти ослабла в девяноста муниципальных образованиях Сибири — то есть в трети от общего количества.
Цифры на понижениеБольше всего ослабших муниципалитетов в Алтайском крае — 24, что составляет треть от их общего числа. В пятерке лидеров по-прежнему Барнаул, Бийск, Рубцовск, Заринск и Новоалтайск. Тенденцию к повышению позиций эксперты заметили у Белокурихи, Славгорода, Алейска и ряда других районов из «желтой зоны». Низкие показатели у Волчихинского, Бурлинского, Краснощёковского, Куриинского районов. Таким образом, налицо явное предпочтение властей к развитию преимущественно городских территорий, о чем в том числе свидетельствует привлечение федеральных средств на ремонт дорог.
От внимания экспертов не ускользнул факт снижения рейтинга устойчивости более чем в половине муниципалитетов Кемеровской области. Явные аутсайдеры — Топкинский, Ижморский, Яйский и Тисульский районы. Тревожным звоночком, по мнению экспертов, для региональной власти должна стать наметившаяся тенденция к понижению рейтинга территорий «зеленого» сектора: Кемеровского и Ленинск-Кузнецкого городских округов, Мариинского, Прокопьевского и Промышленновского районов. Причем последний «выпал» из тройки лидеров, хотя еще до недавнего времени считался житницей сельского хозяйства, а сейчас может пополнить ряды угольных районов. Это создаст высокий уровень социального напряжения, похожий на ситуациею в Новокузнецком районе.
При этом, фонд отмечает: в лидерах совершенно не зря оказались Таштагольский район, города Белово, Кемерово и Новокузнецк. Первый, скорее всего, сохранит свои позиции как двигатель туристической отрасли региона. Также, позитивным объединяющим моментом стало празднование юбилейных дат (100-летие Кемерово и 400-летие Новокузнецка). Эти события привлекли в города инвестиции и внимание со стороны политического и экономического истеблишмента. Эксперты выделяют в числе знаковых событий назначение главой Междуреченского городского округа бывшего первого заместителя губернатора Владимира Чернова. Это, безусловно, новый виток развития муниципалитета после серии политических скандалов.
Регионы контрастовВесьма неоднозначная ситуация сложилась в Красноярском крае, вторым после Алтайского края по числу муниципальных образований. С одной стороны, здесь самая большая во всей Сибири зона высокой стабильности из 19 территорий, в числе которых и городские округа, и сельские территории. И почти столько же территорий — в числе низко благополучных, в том числе — два городских округа: Канск и поселок Кедровый. «Сибирская политика» заметила контрасты и в бюджетной политике края: в 4 квартале заметно снизилась грантовая активность, но в то же время впервые за много лет на 40% увеличилось финансирование на содержание краевых дорог.
ТАКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ ПОХОЖА ЗАМЕДЛЕННУЮ БОМБУ, ПОСКОЛЬКУ ОНА МОЖЕТ ТРАНСФОРМИРОВАТЬСЯ КАК В ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ, ТАК И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ
Эксперты отмечают контрастный расклад и в Омской области, где в числе низко благополучных 15 муниципалитетов из 32. При этом негатив уравновешивается высокой стабильностью одних и тех же муниципалитетов: Омск, Тарский, Азовский, Павлоградский, Большереченский и Большеукский районы. Интересно, что они раскиданы по всей области, так что говорить о развитии только центральной части не приходится. 18 муниципалитетов средней устойчивости, практически не меняющих свои позиции с одной стороны, говорят о стабильности. Но такая стабильность похожа замедленную бомбу, поскольку она может трансформироваться как в положительный, так и отрицательный рейтинг. Тем более, что в ряде относительно благополучных территорий эксперты уже заметили плохую тенденцию (Калачинский, Одесский, Нижнеомский, Русско-Полянский, Тюкалинский и Колосовский районы).
Положительную стабильность в 4 квартале 2018 года продемонстрировала Томская область, где в зоне низкой устойчивости всего два муниципальных района из двадцати (Чаинский и Шенгарский). Четырнадцать муниципалитетов засчитаны как среднеустойчивые, в лидерах — Томск, Томский и Кожевниковский районы. От внимания экспертов не ускользнуло некоторое движение внутри рейтинга и все по одной причине — «мусорный» вопрос. Северск заметно ухудшил свои позиции, «опустившись» на 10 место в силу принятия окончательного решения о начале строительства в 2020 года в окрестностях города хранилища радиоактивных отходов. В тоже время устойчивость позиций Томска и Томского района обусловлена как раз-таки в том числе решением о создании комплекса мусоросортировочных и мусоросжигательных комплексов.
Общий рейтинг Новосибирской области вырос за счет запуска проекта региона «Академгородок 2.0» и строительства синхротронного ускорителя в Академгородке. Таким образом Новосибирск держится в лидерах рейтинга наряду с Маслянинским, Карасукским и Искитимским районами и Кольцово. Незначительно понизили свои позиции муниципалитеты «желтого сектора»: Чановский, Краснозерский, Северный, Венгеровский, Кыштовский, Чистоозерный, Мошковский и Болотнинский. Аутсайдерами 4-го квартала, как и в прошлом периоде, стали Бердск, Черепановский, Татарский, Доволенский и Барабинский районы.
Нулевая стабильностьРеспублики Алтай и Хакасия экспертами отнесены в одну группу: с одной стороны — их «зеленые» зоны стабильны, а понижение позиций благополучных районов очень незначительное. В Хакасии эксперты все же обратили внимание на тенденцию к ухудшению в Саянгорске и плохие позиции городов Абаза и Сорск. Эксперты «Сибирской политики» склонны связывать сложившуюся негативную ситуацию в крупных населенных пунктах республики с итогами губернаторских выборов — избиратели проголосовали за оппозиционного кандидата Валентина Коновалова надежде на позитивные перемены. И Фонд будет очень внимательно следить за тем, какими они будут и в какие сроки реализуются.
Печать