Организаторы митинга хотят продвигать свои законопроекты и контролировать бюджет города
В минувшее воскресенье в Тольятти на площади у железнодорожного вокзала состоялся митинг по проблеме загрязнения атмосферы города. Однако в эпицентре внимания внезапно оказались тольяттинские политики: представитель ВПП «Партия Роста» Олег Бурлак, депутат Тольяттинской думы коммунист Максим Гусейнов и экс-заместитель мэра города периода нулевых Аркадий Эстрин. Политические деятели пытались использовать площадку митинга для продвижения собственных инициатив, часть которых была занесена в резолюцию для дальнейшего продвижения на уровне региона.
Как известно, протестное движение довольно часто используется различными политическими силами в качестве трамплина для достижения личных целей. К примеру, летом этого года представители КПРФ активно проводили митинги на болезненную тему повышения пенсионного возраста. Они обещали жителям города провести референдум и всячески повлиять на изменение закона. Однако все закончилось получением заветных мандатов в городскую думу. А вот представитель ВПП «Партия Роста» Олег Бурлак на этих выборах не смог пробиться к заветному креслу в здании на площади Свободы: представители партии Бориса Титова не сумели преодолеть даже этап регистрации в качестве кандидатов. Тогда привлечь внимание тольяттинцев к «Партии Роста» было решено, педалируя тему экологии: организатором митинга выступил Олег Бурлака, а не общественное движение «Тольятти, дыши!».
«Тема экологии, судя по всему, становится сегодня модной для карьерного продвижения в нашей стране. Сначала ее использовали коммунисты, потом странный активист Ястребов, теперь вот «Партия Роста». Коммунисты сегодня сидят в думе, Ястребов получил место помощника одного из депутатов от КПРФ. Примеры весьма заразительные», – рассуждает один из участников митинга.
В заявке, поданной в администрацию, указано 500 участников митинга, однако по факту пришло чуть более ста человек. Большую часть собравшихся составляли тольяттинцы в возрасте от 25 до 35 лет, а также представители более старшего поколения. Митингующие держали плакаты: «Чего ждем? Массовой гибели?», «Даешь модернизацию химических производств!», «Хватит нас убивать», «Выбросов нет, но вы держитесь», «Количество онкобольных в Тольятти растет» и «До пенсии в Тольятти просто не доживают».
Несмотря на то, что митинг проходил в рамках Всероссийской акции продвижения темы раздельного сбора мусора и переработки отходов, что также является важнейшей составляющей сохранения экологии, выступавших этот момент интересовал в последнюю очередь.
Например, Аркадий Эстрин, занимавший в начале нулевых пост главы департамента градостроительства города, говорил о «безответственных проектах планировок города, которые в результате привели к наслоению санитарно-защитной полосы промышленных предприятий на жилые кварталы».
«В 2004 году была рассчитана санитарно-защитная зона, и тогда выяснилось, что она накрыла две трети Центрального района. Но никаких решений органами власти принято не было», – заявил Эстрин. Учитывая, что застройку города господин Эстрин контролировал с 2000 по 2003 годы, можно предположить, что данной информацией чиновник владел и прежде. Однако никаких мер по изменению существующих дел своевременно не принял.
После выступления бывший чиновник предложил организаторам митинга занести в резолюцию обращение в прокуратуру по факту нарушения генплана Тольятти.
Затем слово взял депутат ТГД Максим Гусейнов. Коммунист пытался делать акцент на деятельности химпредприятий, называя их главными виновниками сложившейся ситуации в городе.
«Мы должны добиваться того, чтобы можно было контролировать все выбросы в режиме онлайн. Пока не будет внедрена такая система, ничего не изменится. Предлагаю занести в резолюцию рекомендацию об онлайн-контроле химпредприятий», – отметил Гусейнов. При этом он забыл упомянуть, что ряд предприятий местного химпрома уже приступили к подобной модернизации и находятся в процессе установки онлайн-датчиков.
Наконец, слово взяла активистка движения «Тольятти, дыши!» Ольга Пшеничная, которая обратила внимание на проблему периода неблагоприятных метеоусловий (НМУ).
«Практически шесть месяцев в году – период НМУ, ив это времянаш город превращается в газовую камеру, – говорит Пшеничная. – Неужели это нельзя изменить, и мы обречены на такое существование? Чего мы хотим? Мы не против заводов. Мы не хотим бороться, мы скорее стремимся доказать, что строить экономику, повышать прибыль и обеспечивать рабочие места можно цивилизованным путем – не вредя при этом людям. Для этого есть инструменты и механизмы. Они всем известны, они работают, и их стоимость по сравнению с человеческой жизнью ничтожна».
Завершая митинг, организаторы обратили внимание на самый важный, по их мнению, момент – выделение городу бюджета для решения экологических проблем: «Мы должны контролировать этот бюджет, иначе снова «распилят» и неизвестно, куда направят».
Более подробно о протестной повестке и дальнейших планах движения рассказали политик Олег Бурлак и активист «Тольятти, дыши!» Ольга Пшеничная.
– Сегодня по всей России проходит акция по раздельному сбору мусора. В Тольятти тема была расширена. Почему?
Ольга Пшеничная: Для нас актуален воздух. Конечно, у нас множество других экологических проблем: нет леса, нет лесничества, нет экологов, загрязнено водохранилище. Но за последние два года самой важной проблемой стал воздух – временно запретить нам дышать невозможно.
– Кто, по-вашему, несет ответственность за ситуацию с экологией города?
Олег Бурлак: Абсолютно все. Не меньшая ответственность лежит и на тех, кто не выполняет работу по их контролю. Нет контроля – нет привлечения к ответственности и санкций, вынуждающих предприятия тратить деньги на модернизацию производства.
– На митинге звучала такая информация: данные от Ростехнадзора, от проверяющих организаций не соответствуют действительности. На основании чего вы делаете такие выводы?
О.Б.: Во-первых, мы закупили датчики, которые замеряют состояние окружающей среды. В нашей группе в соцсетях мы публикуем показатели этих датчиков ежедневно. И наши данные расходятся с данными Росприроднадзора. И во-вторых, это личное ощущение.
– А почему не было Ястребова?
О.П.: Некоторое время назад он был одним из лидеров нашего движения, но потом ушел в помощники депутата думы и слил всю работу: подставил активистов, стал называть нас «радикалами» и «троллями». Ястребов позиционирует себя так, как будто он всю работу организовал. Но это неправда: нашему движению уже два года, оно набирало силу постепенно, и когда накал страстей был на наивысшей точке, к нам присоединились определенные политические силы – им было выгодно на этом сделать себе рекламу.
Сейчас очевидно одно: в течение месяца Ястребов вел активную деятельность, а как только он попал в думу, вся эта деятельность прекратилась. Сначала у него были одни требования, потом он начал говорить противоположные вещи.
– Какой реакции вы ждете по результатам митинга?
О.Б.: Надеемся, что власти обратят внимание на проблему, а предприятия поймут: людям небезразличны их здоровье и здоровье детей, люди готовы действовать.
– В чем должна эта реакция выражаться?
О.Б.: В снижении уровня выбросов в воздухе Тольятти, установке очистных сооружений.
– Впереди весь февраль и новый период неблагоприятных метеорологических условий. Что собираетесь предпринимать?
О.Б.: Мы создали резолюцию митинга, собираем подписи под петицией – уже собрали около 2,5 тыс. Будем направлять их в соответствующие органы – в Росприроднадзор, Роспотребнадзор, губернатору Дмитрию Азарову.
– Митинги запланированы?
О.Б.: Это будет зависеть от реакции властей. Протестная повестка – это хорошо, всегда надо указывать власти на существующие проблемы. Но после того как мы их обозначили, надо иметь план, как эти проблемы решить, иметь для их решения собственный инструментарий. И под инструментом имею в виду законотворческую деятельность. Я разработал законопроект об экологическом мониторинге на уровне субъекта Федерации, который будет внесен в Самарскую губернскую думу в порядке законодательной инициативы. Это будет конструктивный подход в решении экологических проблем в Тольятти.
– Осенью вдоль дорог стояли чучела – это ваша инициатива?
О.Б.: Нет. Недовольных экологией в городе много, но не все это афишируют. К радикальным действиям никого не призываем – мы за то, чтобы работать в рамках закона.
Печать