Ряд скандальных отставок, к которым добавился конфликт между губернатором Краснодарского края и бывшим главой Усть-Лабинского района, обозначил системную проблему региона. Похоже, в нем назревает кризис власти. «Лента.ру» попыталась разобраться в ситуации.
Попали под катокБуквально на днях, 5 февраля, в Брюховецком районе Кубани по инициативе прокурора были досрочно прекращены полномочия четырех муниципальных депутатов, предоставивших недостоверные сведения о своем имуществе и скрывших тем самым доходы на более чем 50 миллионов рублей, полученные в 2016-2017 годах. Что, безусловно, хорошо ложится в логику повсеместной борьбы с коррупцией.
При этом 1 февраля стало известно об отставке министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края Александра Волошина. В связи с этим региональный «Коммерсантъ»сообщал: «Александр Волошин был одним из самых опытных глав органов исполнительной власти региона — он работал в должности руководителя департамента ЖКХ с 2007 года, а в 2015 году возглавил объединенное министерство ТЭК и ЖКХ». «Причины увольнения руководителя в министерстве не называют, публичных претензий Александру Волошину со стороны руководства края заявлено не было, его возраст — 62 года — не является предельным для чиновника такого ранга», — подчеркивала газета. Что, в свою очередь, не может не вызвать закономерного вопроса: зачем увольнять проверенного компетентного человека, никоим образом не запятнавшего своей репутации?
Однако если залезть чуть глубже в недавнюю историю политической жизни региона, то станет понятно, что упомянутые выше отставки являются не чем иным, как продолжением целой череды увольнений, обрушившихся на головы краснодарских чиновников за последнее время с легкой руки или, по крайней мере, с ведения губернатора края Вениамина Кондратьева. Например, в ноябре 2018 года глава региона порекомендовал отправиться в отставку главе Апшеронского района Роману Герману. Господин Кондратьев тогда посчитал, что в муниципальном районе плохо проводились аварийно-восстановительные работы после подтопления, случившегося 24 октября 2018 года.
Примечательно, что Герман оказался одним из первых глав района, то есть руководителем муниципального образования, отправленным в отставку в Краснодарском крае в прошлом году. До этого покинуть свои должности пришлось чиновникам более мелкого ранга. А именно судье краевого арбитража Алексею Шевченко, полномочия которого были прекращены в феврале 2018 года в связи с тем, что он нецензурно выражался на одном из процессов. Потом главному тренеру футбольного клуба «Краснодар» Игорю Шалимову (сразу же после матча с махачкалинским «Анжи», закончившегося вничью со счетом 1:1). Затем начальнику отдела МВД по Мостовскому району Виталию Шевченко — после резонансного убийства в кубанском поселке Псебай. За ним, кстати, последовал в досрочную отставку глава поселка Павел Жарков. В июле 2018 года министром труда и социального развития Краснодарского края был назначен Константин Федоренко, однако уже в ноябре он покинул свой пост без объяснения причин. Глава управления МВД по Краснодарскому краю с 2011 года Владимир Виневский покинул свой пост в октябре 2018 года. Тогда же по собственному желанию уволилась министр спорта Кубани Людмила Чернова. Ну и, наконец, 13 декабря депутаты Городской думы Краснодара лишили мандата первого вице-спикера Виктора Тимофеева. В отставке местного парламентария, согласно данным СМИ, якобы был замечен коррупционный след.
ПротивостояниеНу и в качестве вишенки на торте можно привести совсем недавнюю историю с главой Усть-Лабинского района Краснодарского края — довольно благополучного региона, являющегося одним из краевых экономических лидеров, согласно данным министерства экономики Кубани. Экс-глава района Николай Артющенко заступил на свою должность чуть более года назад и вот уже в 29 января 2019 года, попав под шквал критики со стороны Вениамина Кондратьева, составляет заявление об уходе. Как передавал ресурс «РБК-Кубань», губернатор вменил в вину главе района, что он почти не использует преимущества территории для ее развития. 31 января совет депутатов муниципалитета обсудил вопрос об отставке Артющенко, но не принял ее. «Трудно оставаться спокойным и принимать взвешенные решения, когда тебя критикуют губернатор и его команда с высокой трибуны. Не в качестве протеста, не из желания удержаться на посту, а из чувства долга и ответственности я принял непростое для себя решение отозвать заявление об отставке и продолжить работу», — заявил после этого Артющенко с надеждой продолжить работу в спокойной обстановке.
После этого завертелось. Как утверждает «Независимая газета», в пятницу, 1 февраля, в адрес Артющенко поступили анонимные угрозы от неких «источников в краевой администрации» с лейтмотивом, что, если тот не уйдет в отставку, «последуют аресты и проверки». А уже 4 февраля управление Следственного комитета (СК) по Краснодарскому краю возбудило уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий главой района». По версии правоохранителей, администрация района на электронных аукционах по приобретению жилья для детей-сирот купила для них непригодное к жизни жилье и признала его годным для проживания. «Глава района якобы без проведения экспертизы соответствия приобретаемого жилья принял в собственность жилые помещения, подписав акты приема-передачи с указанием того, что квартиры соответствуют санитарно-техническим нормам и пригодны для жилья», — уточняет издание. В ответ на это в администрации Усть-Лабинского района пояснили, что «действия главы района Артющенко Н.Н. по заключению муниципальных контрактов и приему жилых помещений от продавца являются правомерными, поскольку основывались на решениях, принятых предыдущей администрацией, на гарантии от продавца о пригодности жилья и домов, в которых приобретались квартиры, и что дома не относятся к ветхому или аварийному жилью».
«Региональные СМИ полагают, что ситуация с квартирами для детей-сирот стала инструментом давления на главу района. Примечательно, что Артющенко вступил в должность главы муниципалитета спустя полгода после официального размещения закупочной документации, то есть ни на условия, ни на выбор победителя (ввиду электронной формы закупок) повлиять не мог. Он не менял состав единой комиссии, утвержденный предыдущим главой, сам в ее состав не входил. В середине июля 2017 года глава Усть-Лабинского района, ссылаясь на положительные решения единой комиссии, заключил восемь (по числу приобретаемых квартир) муниципальных контрактов. Интересы семи из восьми продавцов жилых помещений по доверенности представлял индивидуальный предприниматель Дмитрий Зинченко», — пишет «Независимая газета».
А в администрации Усть-Лабинского района добавляют, что жилищный фонд Усть-Лабинска составляет всего 119 многоквартирных домов, представленных домами 1-2-этажной индивидуальной застройки и 2-5-этажной многоквартирной застройки. Практически весь жилищный фонд находится в частной собственности, на долю муниципального и государственного фонда приходится не более 1 процента. «Таким образом стоит отметить ограниченность возможностей, перед которым была поставлена администрация при выборе жилья для социального найма», — подчеркнули в районной администрации.
При всем этом настораживает скорость, с какой разворачиваются события. И если ситуация в Апшеронском районе поддается логическому объяснению, так как было действительно веское событие, которое теоретически могло оказать влияние на принятие решения об отставке главы муниципального образования, то происходящее в Усть-Лабинске заставляет задуматься о совсем другой логике и согласиться с рядом СМИ, задающихся вопросом: заключается ли желание губернатора Кондратьева уволить главу района, планировавшего подписать соглашение о создании селекционно-генетического центра, начать строительство завода по выпуску полипропиленовой упаковки, запустить программу развития территории, только лишь в экономической составляющей работы главы муниципального образования? Возможно, дело в личности самого Артющенко, по каким-то причинам не устраивающего Кондратьева? Или в грядущих выборах на Кубани, где на местах губернатору могут понадобиться «свои люди».
Как бы там ни было, все вышеперечисленное с высокой долей уверенности позволяет говорить о том, что в Краснодарском крае наметился управленческий и кадровый кризис. И к чему он приведет, сейчас еще неясно.
Константин Ляпунов
Печать