Электронное голосование шагает по всеми миру, приводя к более совершенной демократии — анонимной и защищенной от фальсификаций. Но когда в маленькой Эстонии уже все могут голосовать дистанционно, Россия только планирует это все сделать.
На этой неделе появилась информация о том, что на выборах в Московскую городскую Думу будет впервые в России использована технология дистанционного голосования.
Со ссылкой на свои источники “Ведомости” пишут, что в одном из округов на муниципальных столичных выборах в этом году будет проведен эксперимент с тестированием электронно-дистанционного голосования в качестве альтернативы обычной процедуре выбора кандидата. Пока не сообщается, какому округу достанется такой тест-драйв, но эта новация сразу требует проработки нескольких вопросов. Важно предусмотреть все возможные риски, т.е. не допустить повторного голосования, сохранить таинство выбора и избежать хакерские атаки.
Член Общественной палаты Москвы Алексей Венедиктов сообщил, что как один из вариантов идентификации избирателей рассматривается вход в систему через портал “Госуслуги”. Но пока обсуждение всех возможных способов пробного электронно-дистанционного голосования продолжается. Тема получит развитие на Московском гражданском форуме в феврале-марте 2019 года.
Если опустить все риски, связанные с еще только первоначальной стадией перехода на электронно-дистанционное голосование, то перспектива такой модернизации выглядит привлекательно. Во-первых, все эти “карусели”, подвозы избирателей и вбросы бюллетеней сразу потеряют тот эффект, которыми в настоящее время злоупотребляют политтехнологи на избирательных кампаниях. Во-вторых, при возможности дистанционного голосования может резко вырасти явка на выборах, особенно на муниципальных. Для российской политической культуры традиционно основное внимание избирателей привлекают федеральные выборы, когда местным компаниям уделяется мало внимания из-за меньшего объема агитации и в принципе малобюджетности таких выборов.
Со столицей, конечно, история особенная, потому что Москва — эпицентр политической активности всей страны, а значит и выборы здесь проходят с особенным шиком и размахом. Однако даже здесь проблема низкой явки на муниципальных выборах актуальна. На последних выборах в Мосгордуму в 2014 году явка составила 21,04%. Это показало, что за пять лет доля проголосовавших избирателей сократилась на 14% (с 35,26%). В 2019 году на выборах депутатов Москвы прогнозируется еще более низкая явка. Во многом это связано с тем, что для любого кандидата избирательная кампания в столице — дорогое удовольствие. Только сбор подписей будет стоить 3 млн рублей. А вся избирательная кампания, ориентированная на победу, в зависимости от округа обойдется кандидату от 12 до 16 млн рублей. Такие деньги найдутся далеко не у каждого, даже в Москве. Поэтому внедрение в одном из округов электронно-дистанционного голосования может компенсировать явку, избавив москвичей от необходимости идти на избирательный участок, чтобы проголосовать.
Зачатки электронного голосования в РоссииНаша страна движется по пути внедрения электронного голосования, но крайне медленно.
В 2008 году в Тульской области в единый день голосования был проведен эксперимент с интернет-голосованием. Избирателям 5 участков в Новомосковске раздали компакт-диске с программным обеспечением, которые можно было вставить в любой компьютер и протестировать программу, повторно проголосовав за кандидата в органы местного самоуправления. Затем, Центризбирком решил проверить, как это электронное голосование будет работать в отдаленных регионах страны. В 2009 году аналогичный формат опробовали на выборах в городе Урюпинске (Волгоградская область), в 2010 — на выборах в Одинцово (Московская область).
Эти точечные эксперименты внедрением электронного голосования по всей стране не завершились. Обеспечить возможность на региональных и муниципальных выборах для избирателей голосовать за пределами региона планируется в течение 2019 года. До 2020 года Центризбирком поставил задачу перед разработчиками создать электронный протокол. А к 2021 году на базе сайта ЦИК России может появиться «Личный кабинет избирателя». Через этот сервис можно будет получить информацию о предстоящих выборах, подать заявление о включении в список избирателей по месту нахождения, а также уточнить свои персональные данные.
Пока что единственным достижением России на пути создания инструментов электронной демократии (E-democracy) стала система ГАС “Выборы”, которая начала работать с 2000 года и сразу же удивила весь мир масштабами обработки данных. Эта система работает и решает сейчас сразу несколько задач: планирование, подготовку, проведение выборов; ведет учёт избирателей; собирает сведения о кандидатах; проведение голосования; подведение итогов; статистическая обработка данных; оперативное доведение результатов голосования до каждого человека. При всём этом система работает автоматически, снижая финансовые затраты на выборы и одновременно исключая пресловутый “человеческий фактор”.
Вопрос идентификации избирателяСовсем нерешенным в стране остается вопрос с идентификацией. есть разработки, но нет одного единого решения.
Когда мы говорим о желании дать возможность каждому избирателю голосовать откуда ему захочется, то главной задачей становится процесс идентификации. Как сделать его максимально безопасным и быстрым? Есть предложение разработать электронный бюллетень с биометрическими данными, который поступает на любой указанный гражданином участок, избирательная комиссия переводит данные в формат А4 с QR-кодом и далее вносит данные в КОИБ. По окончании голосования КОИБ распечатывает итоговый протокол с учетом электронных бюллетеней.
Голосование через мобильный телефон, которое приходит первым на ум, небезопасно. Личные мобильные гаджеты — это частные не доверенные системы. Компенсировать это может абсолютно достоверная система идентификации. В качестве решения этой проблемы разработчики предлагают внедрить динамическую биометрию, которая более индивидуальна статической. Динамическая биометрия основана на считывании устройством индивидуальных рефлекторных реакций, например, движение зрачка при слежении за стимулом, пульсовая волна и т.д. Рефлекторные реакции невозможно подделать, в отличие от радужной оболочки глаза, отпечатков пальцев, венозного рисунка, которые легко воспроизвести и смоделировать.
Предлагается еще менее технологичный, трудоемкий для избирателей, но зато дешевый и простой вариант с использованием доверенных сим-карт в телефоне, которая может стать надежным и безопасным хранилищем цифрового профиля избирателя. Предполагается, что через телефон избиратель сможет зарегистрироваться в личном кабинете и заполнить профиль избирателя. В реестр избирателей можно загрузить свой цифровой профиль с данными из достоверных источников. Это позволит минимизировать требования по вводу данных избирателя, автоматически загружать и верифицировать данные. Кроме того, с согласия избирателя цифровой профиль может быть обогащен дополнительной информацией (по выбору субъекта персональных данных).
Еще одна технология — блокчейн — уже зарекомендовала себя в Европе, но затормозилась на последней стадии в нашей стране. Преимущества этой системы “рассредоточенного реестра” — система хранения данных, в которой информация не может быть удалена или изменена задним числом. При этом для защиты данных используется современная криптография, а система позволяет обрабатывать большие объемы информации за короткое время. Лаборатория Касперского уже успела разработать систему электронного голосования Polys, основанную на блокчейне, которую уже сертифицирована в Россия.
Опыт электронного голосования в других странах Электронное голосование успешно используется в Эстонии, в которой с 2005 года действует на территории всей бывшей советской республики.
Ключевую роль здесь играет ID-карта, которая является государственным документом, равносильным паспорту. В нее встроен чип, который имеет практически каждый житель Эстонии. Здесь электронное голосование проходит следующим образом: эстонец вставляет ID-карту в специальный считыватель, заходит на сайт Избиркома, чтобы скачать программу избирателя, вводит первый пароль для идентификации личности, голосует и вводит второй пароль, чтобы подтвердить свой выбор.
Однако ожидаемого эффекта это не возымело. Спустя 13 лет таким способом голосования в Эстонии пользуется не более 25% избирателей. Резкого повышения явки на выборах такой способ голосования не обеспечивает. Но зато в историю эта бывшая советская республика вошла как первая в мире страна, использовавшая электронное голосование на общегосударственных выборах.
Швейцария тоже старается не отставать на пути развития E-democracy. Эта маленькая западноевропейская страна банков и часов с 2000 года по 2017 год только из федерального бюджета на проект электронного голосования потратила 15 млн франков (!). На уровне кантонов (субъектов федерации) также возникают расходы. Кантон Базель-городской, например, выделил на эти цели 6 млн франков. Этот кантон принадлежит к числу 8 кантонов, в которых электронное голосование было введено в пилотном режиме, наряду с кантонами Аргау, Берн, Фрибур, Женева, Люцерн, Невшатель и Санкт-Галлен. Тестирование системы электронного голосования (E-voting) прошло в швейцарском городе Цуг в июне 2018 года. Здесь также каждому гражданину приписывается цифровой ID. Эта система основана на технологии блокчейн, что позволяет проводить голосование не через один центральный сервис, а сразу через несколько. А характерный для этой технологии принцип шифрования позволяет обеспечить анонимность каждого голоса, одновременно гарантируя безопасность при проверке.
Преимущество электронного голосования заключается еще и в удешевлении самого избирательного процесса. Отпадает необходимость печатать кипы бюллетеней и протоколов, когда все можно сделать через программу. Также ускоряется процесс подсчета голосов, такое понятие как “испорченный бюллетень” исчезает, потому что в программе невозможно поставить не в том месте черточку или пририсовать нечто нецензурное.
Но не все разделяют плюсы перехода на эту новацию. Например, в Германии электронное голосование решили запретить по решению Федерального Конституционного суда (Bundesverfassungsgericht), поскольку, как посчитал суд, такая система не гарантирует достаточной степени прозрачности. Россия же отказываться от этого пути не собирается, и продолжает работать над внедрением электронного голосования по всей стране.
Ксения Ширяева
Печать