В своем обращении к главе Роскомнадзора Александру Жарову журналист Александр Малькевич заметил, что проблема защиты прав российских СМИ и журналистов за рубежом становится все более напряженной. Роскомнадзор в ответ сообщил, что не уполномочен проверять деятельность средств массовой информации, выполняющих функции иностранных агентов.
Журналист, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич – о том, чем вызвано его обращение в Роскомнадзор и обеспокоенность по поводу деятельности на территории РФ СМИ – иностранных агентов.
Необходимо упомянуть претензии британского медиарегулятора Ofcom к телеканалу RT, якобы нарушившему законодательство, введение властями США санкций в отношении ряда российских СМИ, публикацию газетой Times списка журналистов эдинбургского бюро Sputnik вместе с обвинениями в пропаганде и информационной войне, а также призывами конфисковать их имущество.
Все действия против российских СМИ за рубежом преследуют цель дискредитировать Россию и не дать ее СМИ возможности донести до западной аудитории альтернативную точку зрения на события в мире.
В то же время содержание и манера подачи информации СМИ-иноагентами в России вызывает массу вопросов. Зачастую они носят откровенно пропагандистский характер, направлены на подрыв авторитетов органов государственной власти, разжигание социальных конфликтов.
Действия Роскомнадзора по проведению проверки в отношении канала BBC World News на предмет соответствия выпускаемых материалов законодательству РФ были своевременными и правильными.
Но одновременно считаем необходимым проведение аналогичных проверок всех СМИ, входящих в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
В связи с этим – резонный интерес, проводились ли проверки деятельности СМИ-иноагентов в 2018 году, какие нарушения были выявлены и устранены впоследствии. Также в запросе к Роскомнадзору звучал вопрос о плане проверок СМИ-иноагентов в 2019 году. Однако ответ Роскомнадзора шокировал.
Роскомнадзор сообщил, что «не уполномочен проводить проверочные мероприятия по соблюдению всех требований законодательства РФ в области СМИ в отношении иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента».
В ответе на мое обращение говорится: «При этом полагаем, что возбуждение в отношении иностранного СМИ, выполняющего функции иноагента, дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.34 КоАП РФ, влечет риск отказа в его привлечении к административной ответственности, поскольку в КоАП РФ правовые статусы некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, не отождествлены.
Дополнительно сообщаем, что проект федерального закона № 3455237 «О внесении изменений в закон РФ «О средствах массовой информации» и федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предусматривающий введение дополнительного регулирования правового статуса иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иноагента, в настоящее время не принят».
То есть Роскомнадзор расписался в своем бессилии.
Складывается нелепая ситуация. На наши СМИ за рубежом навешивают ярлыки иностранных агентов и всячески мешают им работать, и мы с этим ничего не можем поделать. В тех же США с 1938 года действует закон под названием «Акт о регистрации иностранных агентов» (Foreign agents registration act, FARA. — прим. ред.). Он обязывает все физические и юридические лица, отнесенные к категории иностранных агентов, раскрывать свои данные об источниках финансирования и их деятельности.
Кроме того, в США еще около десяти законов, касающихся этой сферы, а самый суровый из них был принят в 2016 году. Это Countering foreign propaganda and disinformation act, то есть «Акт о противодействии иностранной пропаганде и дезинформации». Там говорится об активном противодействии информации, направленной против интересов США, и продвижении той, что эти интересы поддерживает».
Везде в мире принимают законы, направленные на защиту своего цифрового суверенитета, а Россия не может похвастаться тем, что стоит на страже своих интересов в информационном пространстве.
Мы попытались принять зеркальные меры, приняли закон о СМИ-иноагентах. И все. Больше ничего. Эти СМИ повесили у себя на сайтах ярлычок «Иностранный агент» и продолжают безнаказанно осуществлять свою антироссийскую деятельность из-за недоработки законодателей. И мы удивляемся, почему они так развязно себя ведут. Да потому что знают, что им за это ничего не будет».
Я намерен бороться за то, чтобы эти «аховые пробелы в законодательстве», позволяющие СМИ-иноагентам работать в РФ против России, были заполнены.
Через Общественную палату инициируем широчайшую дискуссию по этой проблеме, выйдем со своими законодательными инициативами, будем работать с депутатами и сенаторами. Просто так мы это не оставим, и гражданское общество здесь, я думаю, будет движущей силой.
Добавлю, что Фонд защиты национальных ценностей, президентом которого я являюсь, готовит к публикации исследование «Топ-25 законов разных стран мира по регулированию Интернета». Отдельно есть исследование по законам в сфере СМИ. И это будет бомба, потому что все увидят, что в этой области Россия является самой либеральной страной в мире.
Печать