Комитет по регламенту, госстроительству и местному самоуправлению региональной думы рассмотрел во втором чтении поправки к закону "О выборах губернатора Сахалинской области". Законопроект вносит в процедуру избрания и выдвижения первого лица региона ключевую новацию — губернатор больше не обязан быть партийным и выдвигаться от политического объединения, а сможет претендовать на пост как самовыдвиженец. 7 февраля за внесение принципиальной оговорки в законодательство депутаты уже проголосовали в первом чтении.
В отличие от большинства инициатив думы, рассматриваемых после первоначального одобрения практически без дискуссий и правок, законопроект об изменении порядка избрания губернатора вызвал острое обсуждение и даже конфликты. Ко второму чтению в комитет поступило сразу 11 поправок к нему — они касались размеров предвыборных фондов, порядка выдвижения и преодоления муниципального фильтра, а также различных технических, но важных моментов, связанных с подачей документов, контролем за ходом избирательного процесса и публикацией решений комиссий в СМИ.
Тем не менее в итоговое решение комитета сумела войти только одна правка — о порядке повторного голосования за кандидатов и тонкостях процедуры назначения повторных выборов. Ее можно назвать наименее принципиальной и дискуссионной из всех.
Ну а больше всего споров и вопросов вызвали два пункта. Во-первых, правка, предложенная Дмитрием Пашовым и Юрием Цоем, о размере предвыборного фонда — его максимальный размер предлагали поднять с 50 (до этой планки его уже подтянули с 20 в ходе первого чтения) до 100 миллионов рублей. В целесообразности этих изменений возникли сомнения — нигде на Дальнем Востоке, привели на заседании справку, таких астрономических сумм фонды не достигают.
— Я вообще, когда избирался в начале 2000-х, имел фонд в 15 тысяч рублей, — предался воспоминаниям Александр Болотников.
За идею вступились авторы — инфляция не стоит на месте, да и вообще речь идет о максимальном размере, а не о каком-то имущественном цензе. В поддержку инициативы также выступил Александр Шарифулин, который заметил, что "на Сахалине и Курилах все дороже, зарплаты выше, ту же печатную продукцию сюда дорого везти". Но менее обеспеченных коллег, не имеющих за спиной мощной бизнес-поддержки, убедить они все-таки не сумели, и фонды решили не наращивать.
Еще одна дискуссионная правка касалась снижения до 5% муниципального фильтра — норматива, который регламентирует минимальное количество подписей от депутатов местных собраний, необходимое для законного выдвижения. Сейчас нужно собрать как минимум 10%, что, по мнению авторов поправок — Максима Козлова, Дмитрия Пашова и Игоря Янчука, — не дает в полной мере раскрыться очаровательному цветку политической конкуренции. Логика в их высказываниях была бесспорная — собрать 10% кандидату, не пользующемуся поддержкой "Единой России", в большинстве собраний и правда будет непросто. Но и эти доводы не прошли.
Особенно тяжелым заседание комитета оказалось для Светланы Ивановой — коммунистка выступила с рядом "ужесточительных" и "контрольных" поправок вроде строгой обязанности указания партийной принадлежности депутата-самовыдвиженца (если таковая имеется) или ограничения сроков публикации полновесных решений комиссий всего тремя днями. Но и эти предложения не преодолели сито отбора. Еще раз обратить внимание коллег на предложения и их справедливость и обоснованность народная избранница пообещала на ближайшей сессии облдумы, которая состоится в четверг.
Законопроект о поправках в избирательное "губернаторское" законодательство был впервые рассмотрен в областной думе в начале февраля, когда в профильный комитет были внесены сразу два проекта изменений в процедуру выдвижения. Первым о необходимости организации на Сахалине "не политических, а народных выборов" еще в декабре 2018 года заговорил нынешний врио губернатора Валерий Лимаренко — сразу после назначения на Сахалин он заявил, что пойдет на выборы самовыдвиженцем.
Тренд на использование кандидатами, пользующимися поддержкой политических партий, механизма самовыдвижения был задан на федеральном уровне еще в начале 2018 года, когда от поддержки партии "Единая Россия" на выборах президента отказался Владимир Путин (ранее он по такой же схеме избирался в 2004 году). Особенно популярной философия "разрыва связей с партией власти" стала во второй половине 2018-го и в 2019 году, когда рейтинг главной российской политической силы подточили пенсионная реформа и планы по повышению НДС. Как самовыдвиженец, например, шел на битву за кресло губернатора член "Единой России" и бывший член политсовета сахалинского отделения этой партии Олег Кожемяко.
Печать