Послание президента России в этот раз было обращено к жителям регионов, причем той части населения, которая живет в малых городах и сельской местности. Владимир Путин пообещал почти коммунизм, но его не услышали. Общественного обсуждения президентских инициатив почти нет. Несмотря на сотни миллиардов рублей, вложенных в пропагандистское ТВ, нет живых, работающих медийных коммуникаций власти с населением на местах.
Телевизионную трансляцию президентского послания посмотрели около 4,5 млн совершеннолетних жителей России, согласно данным исследовательской компании Mediascope. Из них почти миллион — москвичи. Часть пользователей использовала для просмотра другие платформы, но в целом данные исследователей показывают падение интереса россиян к ключевой ежегодной речи главы государства. А количество людей, смотревших послание в сельских районах и малых городах, очевидно стремится к уровню статистической погрешности.
В рамках подготовки этого материала, не претендуя на академическую объективность, мы проанализировали контент более ста групп в социальных сетях, которые принято считать местными комьюнити в районах и небольших городах ряда областей России. Региональные сообщества аккумулируют общественно-политическую дискуссию внутри таких комьюнити, там обсуждаются все наиболее важные и волнующие людей темы. Не найдено ни одной группы, в которой были бы обсуждения тезисов послания. В 18 группах есть новости в СМИ с упоминанием отдельных заявлений главы государства. Лидирует заявление Путина о готовности пересчитать недополученные пенсии. И ряд ссылок с цитатами о внешней политике. И больше вообще ничего.
Российские политики и журналисты склонны сильно переоценивать влияние федерального телевидения на аудиторию в регионах. Измерения показывают количество, но не качество восприятия информации. Навязываемая многие годы внешнеполитическая повестка на ТВ давно уже неинтересна. Аналитические программы, которые могли бы помочь «разжевывать» детали, заняты Украиной. Телевидение никак не отреагировало на начавшие меняться запросы аудитории — повышающийся интерес к внутриполитической повестке. Сегодня общественно-политическое вещание федеральных телеканалов — фон для приготовления ужина.
Однако, предположим, ключевое ежегодное послание президента страны не заинтересовало массовую аудиторию — ничего страшного, российское общество не очень интересуется политикой. Но его точно должны были услышать лидеры мнений на местах. Однако и этого не случилось.
В Вологодской области, где традиционно активные местные сообщества, где работают почти все крупнейшие в стране фонды поддержки гуманитарных проектов, где работают десятки федеральных и региональных программ в сфере культуры, почти никто из опрошенных нами руководителей локальных общественных и культурных инициатив не слышал выступление президента. Но главное — люди не знают о заявленных проектах, касающихся улучшения жизни в регионах.
«Мне кажется, послание президента в глубинке не то чтобы не услышано, но заметного дискурса вокруг него нет. Люди до сих пор (после повышения пенсионного возраста) чувствуют себя обманутыми. Это чувство, по субъективным ощущением, уйдет еще нескоро. Поэтому то, что было сказано президентом, обсуждается вяло и без какого-то энтузиазма», — считает руководитель Тотемского музейного объединения в Вологодской области Алексей Новоселов.
«Послание не слушала (пишу сейчас книгу). Если есть ссылка на текст, пришлите, пожалуйста. А в целом, думаю, что не слушают, потому что не верят в то, что узнают что-то новое и полезное», — говорит Марина Кошелева.
Вместе с супругом они — создатели дома-музея известного советского поэта Николая Рубцова в вологодской глубинке, в деревне, где рос поэт. Сегодня это известная в стране культурно-образовательная площадка.
Кошелева оказалась не в курсе того, что Путиным были сделаны заявления о грандиозной поддержке культурных инициатив, была поставлена задача к концу 2020 года привести в порядок все сельские школы.
«Если честно, не в курсе. Но хочу сказать в контексте школ, что очень нужна газификация. Что же касается основного вопроса, то думаю, что чиновники не спешат довести до сведения людей такие новости. Потому что не знают, будут ли выполнены обещания. А спрашивать люди будут именно с них. Но еще бывает так, что-то или иное обещание не обеспечено федеральными ресурсами. А у местных властей таких ресурсов нет. Вот и не спешат радовать население», — уверена Марина Кошелева.
«А что там в послании о глубинке и для глубинки?» — спрашивает в ответ на просьбу прокомментировать причины информационного вакуума вокруг президентских инициатив Глеб Тюрин, эксперт комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты России, один из наиболее авторитетных в стране общественных деятелей, занимающихся развитием регионов.
Получилось так, что спустя два десятилетия мощной накачки ресурсами государственной пропаганды у федерального центра на самом деле нет работоспособного информационного механизма не только для пиара достижений, но и для инициирования общественной дискуссии. Помимо сотен миллиардов рублей, закачанных в пропагандистское ТВ, огромные ресурсы были вложены в медийные ресурсы «Единой России», Общероссийского народного фронта и региональные информационные машины. И это все не работает.
Россия — страна без общего информационного поля.
Позитивную повестку развития освещать некому. На местах нет почти никого, кто мог бы на должном интеллектуальном уровне организовывать общественное обсуждение. Даже активные люди в апатии, они ничего не ждут от властей — в условиях такого информационного вакуума, в болоте региональной тоски потонут любые полезные проекты.
Номенклатура медийных ресурсов официоза в регионах представлена сетевыми, формально работающими страничками официальных лиц либо комьюнити с модерируемой повесткой, комментариями — все для галочки. Между тем крупнейшие группы в соцсетях сельских районов собирают от десяти процентов до четверти всего населения территории и выходцев. Это единственные и безальтернативные сейчас площадки обсуждения общественных проблем.
Ни федеральным, ни региональным властям не интересны районные газеты, которые выходят в полном соответствии со стандартами 70-х годов прошлого века. При этом имеют гарантированную подписку бюджетных учреждений, госорганов и хозяйствующих субъектов — поэтому живут без кризисов в любые кризисы. И им совершенно не интересен их читатель. А их аудитория 50+ — как раз те, к кому обращены многие из социальных инициатив.
В числе регионов, власти которых имеют сравнительно эффективные информационные машины, — Татарстан, Самарская область, многие регионы Урала, Приморский край, Краснодарский край и другие — в основном в экономическом отношении наиболее развитые территории.
В областях-середняках, где значительна доля сельского населения, нет ни одного региона, где были бы выстроены коммуникации с населением. Этим просто никто не занимается. Нет площадок общественного обсуждения проблем, лекционных программ. Никто не работает с молодежью. В старших классах школьникам предполагается эрзац-патриотическая повестка вместо обсуждения насущных проблем ближайших лет их жизни.
Антон Кривенюк
Печать