Фото с сайта:
https://bclass.ru
На прошедшей неделе в Архангельской области и Коми работал Совет по правам человека (СПЧ) при Президенте России: авторитетная столичная структура проводила выездное заседание экологической комиссии. Правозащитники и эксперты посетили стройку на станции Шиес, провели выездные заседания в Урдома, Мадмасе и Сыктывкаре, а в завершение встречались с представителями общественности и региональной власти в Архангельске.
Работа комиссии проходила в промежутке между ставшими уже привычными «зелеными» митингами: 16 февраля в Онеге и 24-го – в Северодвинске.
В процессе выездного заседания СПЧ активизировалась Общественная палата Архангельской области, объявив о проведении экологического форума «Чистый Север – чистая страна». Форум состоится 26 февраля. Среди его основных задач, согласно программе, – «выработка рекомендаций по конкретной ситуации в регионе: как восстановить диалог, какие шаги должна предпринять власть и представители гражданского общества для нормализации отношений»; «выработка рекомендаций и возможной стратегии действий на основе конструктивного диалога власти и представителей гражданского сектора». Как представляется, эту задачу Общественная палата должна была начать решать самое позднее в ноябре, когда проект «Шиес» стал темой специального заседания СПЧ, после массовых письменных обращений жителей Архангельской области.
Первые тревожные «звоночки», связанные с размещением полигона ТКО в Рикасихе, тоже раздались еще летом прошлого года. На встрече членов комиссии по экологии СПЧ с представителями общественных экологических организаций и активистами региона, проходившей в СГМУ 21 февраля, об этом печальном факте напомнил депутат областного Собрания Алексей КУВАКИН. Тогда, по словам Кувакина, администрация Северодвинска начала пробивать этот непопулярный проект, настроив против себя даже многих ранее лояльных горожан.
Депутат рассказал и о других странностях экологической политики исполнительной власти Архангельской области:
«Нам говорят, что Шиес и Рикасиха – абсолютно разные вещи. Разные-то разные, но в Шиес должны везти московский мусор, а в Рикасиху – со всей архангельской агломерации. Также связывает их и то, что проводит геологические исследования и там, и здесь одна и та же фирма – «Земли Поморья», – добавил Алексей Кувакин.
Встреча в СГМУ прояснила ряд важных нюансов. Теперь уже и СПЧ подтвердил информацию: в Шиес повезут из Москвы упакованные в пленку измельченные бытовые отходы без сортировки. Какая-либо переработка такого мусора и даже сжигание на месте невозможны. Между тем Водный кодекс РФ запрещает размещение полигонов хранения ТБО в условиях заболоченных почв.
Как пояснил предприниматель и экоактивист Александр КОЗЕНКОВ, «в России действует презумпция экологической опасности: если отсутствует экологическое заключение, то объект считается опасным». Поэтому опасения урдомчан, что ядовитый фильтрат, который образуется на месте планируемой свалки в Шиесе, отравит речку Верхняя Лупья, из которой поселок берет воду, не лишены оснований. Как и опасения за судьбу нерестилищ рыбы лососевых пород.
Стройка в Шиесе ведется без разрешения местной власти. Несмотря на запрос, так и не была представлена в СПЧ проектная документация, ее существование вызывает сомнения. Заместитель председателя СПЧ Евгений БОБРОВ заявил, что проблемой строительства на станции Шиес Ленского района Архангельской области необходимо заняться прокуратуре. Бобров считает, что именно это ведомство должно обратиться в суд из-за многочисленных нарушений, которые были зафиксированы как администрацией Урдомы, так и Ростехнадзором, с тем, чтобы строительство полигона ТБО в Шиесе было признано незаконным.
«Я бы хотел посмотреть в глаза прокурору, который при наличии таких нарушений отмалчивается и присылает вам отписки, – выразил пожелание Евгений Бобров. – Прокуратура должна обратиться в суд с иском о прекращении деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих. И на период рассмотрения этого дела требовать приостановить все работы».
Отсутствие открытой для общественности проектной технической документации, по мнению ряда выступивших на встрече, автоматически лишает строительство «технопарка» в Шиесе статуса инвестиционного. ООО «Технопарк», кроме красочной презентации, пока ничего для рассмотрения не представило.
Эксперт комиссии СПЧ, руководитель токсической программы «Гринпис России» Алексей КИСЕЛЁВ полагает, что главная задача «мусорной реформы» в России – организовать раздельный сбор отходов. И у Москвы имеется вполне достаточно финансовых, технологических ресурсов для того, чтобы успешно ее решить, а не везти несортированный мусор в другие регионы. Однако правительство столицы этого не делает: введение территориальной схемы размещения отходов отложено на три года.
Киселёв напомнил, что по закону мусор из Москвы в Архангельскую область может перевозиться, если в их территориальных схемах прописан полигон в Шиесе. Но, как выясняется, у Москвы терсхемы сейчас нет, а в региональной архангельской Шиес не фигурирует. Так что в 2020 году, согласно заявленным срокам, реализацию проекта «Шиес» невозможно начать на законных основаниях даже при отсутствии протестных настроений в Архангельской области и Республике Коми. Согласно экспертной правовой оценке, как подчеркнул Киселёв, прокуратура и правительство региона совершенно необоснованно объявляют мусор товаром: такое заключение следует оспорить в Генеральной прокуратуре России.
Комментарий прокуратуры:
Сергей АКУЛИЧ, заместитель прокурора Архангельской области:
- Возникшая проблема должна решаться не на эмоциях, а исключительно в рамках законодательства. Закон должны соблюдать как инициаторы стройки, так и ее противники. Это единственный способ решения проблемы. На вопрос, можно строить или нельзя, даст ответ государственная экологическая экспертиза, иначе будет хаос. Нареканий на проект «Шиес» очень много. Попрание закона нами пресекается. По фактам повреждения лесных насаждений, в частности, возбуждены три уголовных дела. Все они изъяты из следственных органов Ленского района и переданы в следственное управление УМВД по Архангельской области, чтобы исключить оказание давления на местных следователей. Упреки в адрес прокуратуры о том, что мы не побежали раньше всех в суд, не совсем правильны.
Печать