В Общественной палате РФ прошли общественные слушания по проекту постановления Правительства РФ, меняющего принципы формирования и действия общественных советов при федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ).
Проект, подготовленный Министерством экономического развития РФ, призван закрепить процедуры конкурсного отбора при формировании общественных советов при федеральных министерствах, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, а также федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам.
Председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислав Гриб отметил, что документ «судьбоносный не только на федеральном уровне, он будет также иметь значение для регионов. По аналогии с этим документом будет идти развитие общественных советов в субъектах Федерации. На него будут ориентироваться при разработке региональных законов... Общественная палата всегда старается идти навстречу руководителям ФОИВ при формировании советов, проводим встречи, консультации, но, как сказал президент, не должно быть ситуации, когда общественные советы являются карманными, беззубыми», — сказал Владислав Гриб.
Именно вокруг вопроса независимости процедуры формирования общественных советов от исполнительной власти развернулась основная дискуссия на слушаниях. С замечаниями по поводу текста законопроекта выступила заместитель секретаря Общественной палаты РФ Лидия Михеева.
Проработав документ, мы видим, прежде всего, как юристы, ряд нестыковок в предложенных формулировках с Федеральным законом № 212-ФЗ “Об основах общественного контроля”.
В частности, предлагаемая в проекте новация о праве руководителя федерального органа исполнительной власти (ФОИВ) направить в совет Общественной палаты мотивированный отказ от утверждения избранного в результате конкурса состава общественного совета противоречит принципу общественного контроля.
212-й закон не содержит таких формулировок. Такая норма вступает в противоречие и с буквой, и с духом закона, ибо руководитель органа федеральной исполнительной власти не может быть единственным лицом, принимающим решение о списочном составе общественного совета при нем же.
Также стоит обратить внимание на новый, девятый пункт проекта постановления, который содержит упоминание о координационном органе правительства, на который возложена задача по подготовке предложений по вопросам формирования и организации деятельности общественных советов.
В правительстве, безусловно, велась, ведется и будет вестись работа по взаимодействию с общественными советами. Но вызывает вопросы, что сейчас имеется в виду: координация работы созданных советов, помощь им, поддержка, организация площадок для кросс-секторальных обсуждений? Или все-таки имеется в виду участие соответствующего органа внутри правительства в создании этих советов и в формировании их списочного состава? Согласитесь, это разный функционал.
Для конструктивной работы необходимы партнерство и своего рода симбиоз между контролерами и контролируемыми. Диалог между Общественной палатой и органами исполнительной власти как на этапе формирования, так и в ходе работы советов должен быть.
Печать