Фото с сайта:
eadaily.com Петр Васильев. Фото: социальные сети
«Мусорная революция» в Архангельской области набирает обороты. Жители области протестуют против продвигаемого губернатором Архангельской области плана создания мусорной свалки для приема московского мусора возле железнодорожной станции Шиес в Ленском районе на юге области.
С июля 2018 года компания «Технопарк» строит полигон для твердых коммунальных отходов из Москвы площадью 5 тыс. га рядом со станцией Шиес. Предположительно, мусорная свалка в Шиесе будет круглосуточно принимать до пяти составов от 55 до 90 вагонов с московским мусором. Дополнительное недовольство жителей военно-промышленного Северодвинска — части агломерации «большого Архангельска» — вызывают планы создания мусорной свалки возле дачного поселка Рикасиха.
ФОТО eadaily.com
В минувшее воскресенье, 24 февраля, в Северодвинске состоялся очередной массовый митинг протеста горожан. Северодвинцы еще раз подтвердили, что в Архангельской области они идут в авангарде протеста. Многотысячные митинги здесь прошли 28 октября, 2 декабря 2018 года и 3 февраля 2019 года. На новый митинг 24 февраля, по самым пессимистичным оценкам, пришли 2 тыс. северодвинцев, по оптимистичным — 15 тыс. По-видимому, истина где-то посредине между этими крайними цифрами. Таким образом, Северодвинск продолжает держать высокую планку протестной активности, несмотря на то, что власти заявили об отмене решения о создании мусорной свалки возле поселка Рикасиха. Выходит, дело вовсе не в Рикасихе. В очередной раз на митинге 24 февраля было выдвинуто требование отставки губернатора региона Игоря Орлова и главы Северодвинска Игоря Скубенко.
Официально организатором последнего «мусорного митинга» выступил Союз садоводов города Северодвинска во главе с Петром Васильевым.
Скандал с Рикасихой поднял именно Васильев. Вышедшие же из движения Навального главные архангельские «мусорные революционеры» Дмитрий Секушин и Александр Песков предпочли на митинге 24 февраля оставаться в тени и не выступать со сцены.
«Революционный процесс» политизации масс и так идет, полагает Секушин. Поэтому можно даже не акцентировать политические требования. Они и так будут вырастать из митинговой протестной среды. Характерный пример. В резолюции северодвинского митинга одним из пунктов потребовали от президента Владимира Путина направить в Северодвинск комиссию для оценки деятельности губернатора Орлова. Во время чтения со сцены этого пункта митингующие в толпе стали выкрикивать лозунги с требованием отставки президента Путина.
Лидеры архангельской «мусорной революции» на организованном Геннадием и Дмитрием Гудковыми Московском экологическом форуме установили связи с несистемной российской оппозицией. Теперь на 7 апреля 2019 года совместными усилиями готовится новая акция «Всероссийского экологического протеста 7.04». На этот раз митинговые протесты планируется сделать более заметными для властей — по всей стране будут выдвинуты политические требования их отставки. В качестве конкретной цели для Архангельска и Северодвинска определено: провести массовые митинги не там, куда пошлют местные власти, а на центральных площадях городов в режиме «несогласованных» акций.
На митинге в Северодвинске 24 февраля его организатор Петр Васильев пригрозил:
«Если губернатор не услышит наши требования и не сядет за стол переговоров с нами, а не со своими липовыми общественными организациями и комиссиями, то это будет последний митинг, организованный в рамках закона».
Действующие власти Архангельской области — губернатор Орлов и «единоросское» большинство законодательного собрания области — продолжают отказывать народу в проведении референдума — самого простого способа преодолеть конфликт и при этом не потерять лицо. 13 февраля депутаты Архангельского областного собрания большинством голосов решили не выносить этот вопрос на референдум. Они поддержали позицию губернатора Игоря Орлова, Минюста, прокуратуры и государственно-правовое управление Архоблсобрания. Губернатор Орлов обосновывает отказ в проведении референдума стремлением не создавать прецедент. 19 февраля архангельские активисты в шестой раз подали документы на проведение «мусорного» референдума.
Одновременно события развиваются и в соседней с Архангельской областью Республике Коми. Столица Коми Сыктывкар находится в 90 км от Шиеса. В январе 2019 года местные активисты создали межрегиональное общественное движение «Комитет защиты Вычегды». Их требование провести референдум по Шиесу отклонило Правовое управление Государственного совета Коми.
Власти разного уровня пытаются навести мосты с протестующими или на практике — делают вид. 18 и 19 февраля члены Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Евгений Бобров и Сергей Цыпленков ознакомились с объектом на станции Шиес и провели выездные заседания в соседнем поселке Урдома (Ленского райна АО), Мадмасе и в Сыктывкаре в Коми.
СПЧ предложил изменить законодательство для того, чтобы учитывалось мнение населения о размещении предприятий по переработке и утилизации отходов. 20 февраля «Радио Свобода» прокомментировало поездку СПЧ в Шиес публикацией с весьма характерным заголовком: «„Берите президента за грудки“. Мусорный бунт в Архангельской области».
В СПЧ успели разъяснить, что публичные слушания и общественные обсуждения не предназначены для учета мнения населения и реагирования на него. Это всего лишь инструменты информирования населения. Члены СПЧ просили в Урдоме не политизировать протест. Однако уже 25 февраля местные жители из Урдомы и прибывшие активисты перекрыли дорогу для подвоза на строящийся полигон горючего для работы строительной техники. Вызванная полиция и не пыталась восстановить движение. В соседнем Мадмасе (Коми) также организовали круглосуточное дежурство на трассе с целью не пропускать в Шиес транспорт. В связи с подобного рода активностью в Znak.com написали о «поморских партизанах».
Политизации намеренно придают радикальный характер. В ночь с 28 февраля на 1 марта ситуация на станции Шиес обострилась. Дорогу попыталась разблокировать подъехавшая на четырех машинах группа молодых людей. Свои лица они скрывали под масками. Однако до столкновения с пикетирующими дорогу дело не дошло, поскольку те своевременно получили подкрепление из поселка.
А тем временем, пока в Шиесе развивались подобного рода кризисные события, губернатор Архангельской области Игорь Орлов под эгидой Общественной палаты Архангельской области для игр с «общественностью» 21 февраля провел круглый стол по «экологической проблематике», а 26 февраля — первый областной экологический форум «Чистый Север — чистая страна». На форум в качестве столичных политических «звезд» ждали депутатов Госдумы Николая Валуева и Сергея Боярского, но те не явились.
Что касается круглого стола, то посредником между властями области и активистами «мусорных» протестов выступила редактор местного официоза «Правда Севера» Светлана Лойченко. Лойченко в последний момент сообщила главному «мусорному революционеру» Дмитрию Секушину, что губернатор Орлов не желает его присутствия на круглом столе. Вместо «мусорного революционера» Лойченко привела на круглый стол не имеющих никакого отношения к делу студентку музыкального колледжа и ее подругу.
Таким образом, губернатор Орлов со своим круглым столом прибег к известному приему «отделить овец от козлищ». Но и «овец» — представителя сетевого движения «Поморье не помойка» Дмитрия Кузнецова, главного «мусорного прожектера» северодвинского дельца Олега Мандрыкина и местного главного «яблочника» Юрия Чеснокова — губернатор на круглом столе переубедить никак не смог, хотя был весьма красноречив и эмоционален. Все могут посмотреть, как смешон «мусорный губернатор», когда убеждает «мусорных активистов», что он не имеет представления о том, что строится на станции Шиес. Вот построят, тогда губернатор узнает. Ответ на подобного рода утверждения и получил губернатор через день от «овцы» Мандрыкина на митинге в Северодвинске.
На организованном в Архангельске форуме «Чистый Север — чистая страна» в выступлении директора федеральной экспертной сети «Клуб регионов» Сергея Старовойтова прозвучало сравнение протестующих в Архангельской области с детьми. Мысль эту Старовойтов не развил и в Архангельске ее не поняли, а актив «мусорной революции» даже и обиделся. Хотя, с нашей точки зрения, под «детстскостью» протестующих следует понимать известный революционный иррационализм, который уже завладел их умами и сделал из них как бы «детей».
Вот иррациональное по пунктам. «Требуем раздельного сбора мусора и глубокой переработки. Нет новым мусорным полигонам». Но реальность такова, что в настоящее время, по сообщению директора Архангельского мусороперерабатывающего комбината Андрея Терентьева, утилизируется летом 7−8%, а зимой 5% от общего объема мусора. При внедрении раздельного сбора мусора на уровне отдельных домо- и квартирохозяйств этот процент можно поднять до 20%. В идеале до 40%. Но нужны капиталовложения для оборудования контейнерных площадок, контейнеры и операторы плюс соответствующая воля и дисциплинированность населения, которое сейчас в массе своей не умеет даже мусор в мусорные урны выбрасывать.
«Хотим сделать мусоропереработку, как в соседних странах Скандинавии». Но при этом совершенно не учитывается факт того, сколько это стоит гражданам Скандинавии. На днях бывший директор Баренц-секретариата, а ныне мэр норвежского заполярного города Киркенеса Рюне Рафаэльсен сообщил, что мусор из его города вывозится на свалку за 140 километров от города. Жителям города это обходится в 10 тыс. крон в год с одного домовладения (77 тыс. рублей). Т. е. для того, чтобы было, как в Скандинавии, надо перейти в другой класс стран совсем с другой производительностью труда и зарплатами. Надо повысить такой формальный показатель, как ВВП на душу хотя бы до $ 30 тыс.
В случае с «мусорной революцией» в Архангельской области следует понимать, что отмеченная иррациональность или, другими словами, «детство» протестующих означает, что проблемы с мусором из причины переходят в повод для развертывания движения. Это как хлеб в хлебных лавках в феврале 1917 года. Масштабное политическое недовольство находит конкретную точку выхода, используя мобилизующий повод.
Сейчас протестующих удовлетворит только прекращение работ на станции Шиес. Развитию вширь и вглубь сносящему «основы» протестному движению может воспрепятствовать только закрытие проекта приема московского — именно московского — мусора. Губернатора Орлова как потерявшего какое-либо доверие населения следует без каких-либо разговоров отправить в отставку. И нельзя откладывать эти решения. Будет только хуже.
Дмитрий Семушин
Печать