Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Виктор Потуремский – о новшествах избирательного цикла этого года и целесообразности создания экономических макросубъектов.Как Вы относитесь к эксперименту по удаленному электронному голосованию избирателей на выборах в Мосгордуму? Если ЦИК признает эксперимент успешным, и это будет внедрено повсеместно, то, как это изменит ведение избирательных кампаний?
Уже сейчас мы покупаем билеты на самолет через интернет, пользуемся услугами интернет-банка. Это никого не удивляет. Электронное голосование на выборах - неизбежность. Это не вопрос каких-то следующих поколений, которые не смогут себе представить, что нельзя проголосовать не в сети. Это происходит уже сейчас. Есть успешный, на мой взгляд, зарубежный опыт. Выбор Москвы как площадки для внедрения и эксперимента выглядит логичным. Высокое проникновение, широкий доступ. В конце концов всё происходит на глазах у Центральной избирательной комиссии. На ведение избирательных кампаний влияет цифровизация вообще – от возможности формирования и использования различных баз данных, сегментирования и до использования новых коммуникационных площадок и каналов, новых медиа. Цифра приходит повсеместно. Даже в работу агитаторов и в полевую работу. Эти возможности увлекают и дают новые возможности.
Как Вы относитесь к тому, что "Единая Россия" инициирует введение мажоритарной системы на выборах в местные парламенты? Все депутаты будут избираться по одномандатным округам.
В условиях падения доверия избирателей к партийной системе вообще, значимого снижения рейтинга партии власти введение мажоритарной системы должно компенсировать эти тревожные тенденции. Понятно, что выигрывает от снижения доли мандатов по партийным спискам прежде всего ЕР, у которой пока нет кадрового дефицита, раз. И так можно «спрятать» теряющий популярность партийный бренд, два. Во всем этом ключевой вопрос баланса: снижение мест в представительных органах власти по партийным спискам никак не развивает партийную систему, углубляет кризис доверия к партиям. Получается, что хороших (или интересных) партий для избирателей нет, давайте предлагать сильных кандидатов. Но тогда за скобками остается собственно тот самый «образ будущего» - для чего и ради кого (каких социальных групп) работает политическая система. При том, что запрос на это растет, и он не удовлетворен.
Как Вы считаете, присоединение Бурятии и Забайкальского края к ДФО было целесообразным? Сейчас идут разговоры и насчет присоединения Пермского края в состав УрФО.Федеральные округа были созданы в 2000 году по указу президента. Потом, уже в середине нулевых, были референдумы по объединению субъектов – Пермский край, Красноярский край, Иркутская область, Забайкальский край. Потом стало немного не до того, потому что это достаточно затратные проекты. Но всё время власть находится в поиске эффективной системы управления регионами и поиска модели развития регионов. Аналитика и слухи о том, что федеральные округа будут упразднены, ходят тоже достаточно давно. Из последних идей – создание экономических макросубъектов. Самый известный и проработанный проект - «Енисейская Сибирь» - предполагает создание единого экономического пространства для регионов, расположенных по течению Енисея – Красноярский край, Хакасия, Республика Тыва, без объединения и создания нового субъекта. Как будут сосуществовать федеральные округа и макросубъекты? Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Думаю, что уже сейчас переход того или иного региона в другой федеральный округ является в большей степени вопросом политической конъюнктуры.
Ранее опубликовано на:
https://t.me/sidpolit
Печать