Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации. В публичном пространстве этот ранжир заявлен как «Национальный рейтинг губернаторов». «Свежее» исследование охватывает сразу два первых месяца года - январь и февраль.
По сравнению с предыдущим периодом (за октябрь-сентябрь, так как, по примеру «Медиалогии», ЦИК не даёт рейтинг в конце года), врио губернатора Астраханской области Сергей Морозов просел на один пункт и переместился с 52 строчки на 53-ую. Это вторая группа из трёх, которая включает в себя места с 26 по 60. То есть не аутсайдеры, но и в список лучших эти главы субъектов не попали.
Однако наше внимание привлекло не это незначительное падение, а пространный комментарий, который составители рейтинга выкатили после итоговой таблички.Что же нас так заинтересовало? Анализируя «Национальный рейтинг», мы неоднократно обращали внимание на то, что про Астраханскую область в нём предпочитают молчать. По крайней мере, экс-губернатор Александр Жилкин редко был награждён хотя бы предложением, не то что целым абзацем от авторов ранжира или экспертов. А вот Сергей Морозов за своё короткое пребывание в рейтинге уже снискал популярность у аналитиков. В исследование астраханский врио попал сразу после своего назначения в регион. Вполне логично, что эксперты ЦИКа в ранжире за сентябрь-октябрь нашли, что сказать о новом руководителе, а составители рейтинга это с удовольствием опубликовали.
В рейтинге за январь-февраль «многабукф» о Морозове выдали сами авторы исследования. Примечательно, что значительное место в анализе ЦИКа занимает не фигура Сергея Морозова, а расстановка сил в сферах политического влияния региона. Комментировать мнение экспертов мы не будем, просто опубликуем его без купюр - выводы делайте сами:
«В рассматриваемый период положение Сергея Морозова (Астраханская область) в «Национальном рейтинге» характеризовалось некоторой неустойчивостью. Ему выпало управлять регионом весьма перспективным, вписанным в международные проекты РФ по развитию Каспийского моря. Эксперты отмечают резкий рост размеров бюджета Астраханской области, который за два года увеличился в полтора раза. Доминирует мнение, что назначение Сергея Морозова прошло без прямого участия администрации президента, и было обусловлено личной инициативой Владимира Путина. Такая ситуация как открывает для новоиспеченного врио широкие перспективы, так и таит немалые аппаратные риски. Появление Сергея Морозова привело к жесткому переформатированию местных элитных раскладов. Ранее эксперты выделяли группу спикера областного парламента Игоря Мартынова, который якобы сам рассчитывал занять пост губернатора; лидер другой группы, теперь уже бывший мэр Астрахани Олег Полумордвинов, подспудно работал в том же направлении. В настоящий момент группа Олега Полумордвинова — Сиражудина Агабекова, опирающаяся на астраханскую городскую администрацию, прекратила существование. Игорь Мартынов, после небольшой диверсии (проект сокращения числа депутатов), направленной против Сергея Морозова, пока ограничился выполнением прямых должностных обязанностей.
В настоящий момент сохранила и приумножила своё влияние группа Расула Султанова — Каната Шантимирова (соответственно: председателя правительства области и руководителя аппарата губернатора), ныне в местных элитах — единственная серьезная организованная сила. На неё опирается Сергей Морозов, выстраивая вертикаль власти в регионе. Положительно воспринятый отказ губернатора от внедрения в регион «команды варягов», на практике означает проведение кадровой политики строго в интересах связки Султанов-Шантимиров. Среди экспертов распространено мнение, что переход от прежней системы сдержек и противовесов к монополии, в перспективе чреват серьезными проблемами, возможно и для самого губернатора. При этом сообщается, что именно Сергей Морозов заблокировал предлагавшийся ему сценарий силового, демонстративного, с помощью уголовных дел уничтожение группы Полумордвинова. Данное обстоятельство большинством экспертов трактуется в пользу врио.
Задержание в рамках «дела Арашуковых» руководителя местной газпромовской структуры, эксперты считают фактором, не особо повлиявшим на позиции Сергея Морозова. При этом одним из успехов врио называют планы ускоренной газификации, которые ему удалось продавить за недолгий срок нахождения на посту.
Объявление Сергея Морозова, что он будет участвовать в выборах губернатора в качестве самовыдвиженца, расценивается, как абсолютно правильный шаг. Несмотря на умеренную протестную активность, характерную для Астраханской области, позиции оппозиционных сил здесь достаточно сильны. Особенно это касается «Справедливой России». С учётом достаточно конструктивной позиции упомянутых сил, взаимоотношение с ними во многом будет зависеть от установок на сотрудничество и дипломатичности самого Сергея Морозова. Тем более что «Единая Россия» в регионе явно испытывает проблемы на муниципальном уровне. В целом, эксперты отмечают существующий среди региональных элит консенсус о том, что повторение «хабаровского сценария» крайне нежелательно и может привести к весьма тяжелым последствиям.
Как доставшуюся врио «по наследству» слабость, эксперты отмечают плохую вовлеченность региона в некоторые федеральные программы. В частности, при хорошо известной проблеме Астрахани (более половины населения области) с аварийным жильём, чиновники подавали в Москву радужные отчёты. В результате по данной программе данный субъект РФ в 2019 г. получит очень скромное финансирование. В этом случае тень ложится уже и на репутацию самого врио.
По оценкам экспертов, ключевой и очень серьезной проблемой Сергея Морозова является отсутствие у него внятной проработанной стратегии. В результате не проводятся системные решения по борьбе с бедностью. Не перестраивается система, связанная с проблематикой сомнительных конкурсных решений. Как следствие бюджетные подряды уходят к фирмам, которые не платят налоги и используют неофициальную занятость. Вполне возможно, такая ситуация связана не с личными, пока не проясненными, управленческими качествами врио. В стране всё более явно просматривается общий курс на превращение глав регионов в простых операторов бюджетных расходов. В таких условиях любая попытка несогласованных стратегических инициатив вполне может обернуться против их инициаторов».
Печать