Партии и политологи резко разошлись в оценке избирательной новации от ЕР
Предложение "Единой России" изменить расклад депутатов-одномандатников и депутатов по партийным спискам в Закдуме Хабаровского края вызвало негодование и переполох в рядах оппозиции. Большие и малые партии объявляют срочную мобилизацию, а политологи, утверждают, что это надо было делать давно, сообщает корр. ИА AmurMedia.
Осталось всего полгода до больших выборов, и партии выходят на старт политической гонки. 8 сентября 2019 года, напомним, в единый день голосования жители края будут избирать депутатов в Закдуму края, гордумы Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, мэра Комсомольска-на-Амуре и доизбирать депутата в Госдуму РФ.
Эти полгода будут полны сюрпризов, к которым надо готовиться всем участникам выборной кампании. А начинаются они с изменения схемы нарезки избирательных округов, которое инициировала партия власти.
Напомним, депутаты от ЕР внесли законопроект, согласно которому увеличивается количество одномандатных округов, следовательно, депутатов-одномандатников в Закдуме, с 18 до 24 и соответственно сокращается количество депутатов по партийным спискам с 18 до 12. Партиям также предложено отказаться от общерегионального списка, привычных "паровозов", партийных лидеров, которые тянут партию на выборах. Одновременно увеличивается предельный размер избирательных фондов кандидатов и партий.
Чем больше одномандатников в думе, тем короче путь от избирателя до своего депутата, утверждают единороссы.
— У партии уже есть 24 достойных кандидата в депутаты-одномандатники, а конкретные имена станут известны после праймериз, — заверил секретарь ХРО ЕР, спикер Закдумы Сергей Луговской.
По данным политических партий, в настоящее время в Хабаровском крае ЕР насчитывает 15 465 членов партии и 6415 сторонников (кандидатов), ЛДПР — более 3500 членов партии, "Справедливая Россия" — 1017, КПРФ — около 900, "Яблоко" — около 250 активных членов.
Думская оппозиция в лице ЛДПР и КПРФ уже выказала резкое несогласие с законопроектом, подчеркнув, что "Единая Россия", прикрываясь правильным словами о необходимости быть ближе к избирателю, действует строго в своих политических интересах. Единороссов волнует лишь катастрофическое падение рейтинга, которое не дает партии шансов избраться, в то время как у одномандатников их больше.
— Выставит штаб единороссов какого-нибудь известного врача на одномандатном округе, и люди пойдут и проголосуют за честного человека, и им невдомек, что и замечательный врач, и хороший народный учитель проголосуют лишь так, как прикажет партия. А какие приказы дает "Единая Россия", нам известно по пенсионной реформе. Как и то, что случается с теми, кто голосовал не по ее указке, — говорят в ЛДПР.
ЕР вовсю пользуется своими преимуществами, широкими финансовыми возможностями и возможностью растянуть фронт, выставив 24 кандидата-одномандатника, в то время как оппозиция испытывает кадровый и финансовый дефицит, признают в КПРФ.
Коммунистам сейчас особенно тяжко. После прошедшей жесткой чистки партийных рядов в партии явственно наметился раскол: отставленное руководство партии не согласно с критикой их работы ЦК и собирает сторонников, что негативно сказывается на планах нового руководства активно участвовать во всех выборах в Хабаровском крае. Причем, учитывая, что идеи КПРФ в крае поддерживали многие избиратели, шансы у коммунистов неплохие.
Вообще после победы на губернаторских выборах Сергея Фургала интерес избирателей к выборам резко вырос, и также выросли шансы оппозиции. Коммунисты отмечают, что с сентября 2018 года только по Хабаровску в партии прибавилось 38 человек. Прибавление в партийных рядах фиксируют и в "Справедливой России".
— Особенно активно Комсомольское отделение, за прошлый год пришло около 200 человек, — отмечает лидер хабаровских справедливороссов Игорь Глухов. — Мы планируем выставить кандидатов и в краевую думу, и в городские думы Хабаровска и Комсомольска, и в выборах мэра Комсомольска-на-Амуре тоже планируем принять участие. Уже есть потенциальные кандидаты.
Проснулись и заявили о готовности к борьбе "яблочники". Правда, на особых условиях.
— Мы планируем пойти и в краевую, и в городскую думы. Но у нас слишком маленькая электоральная ниша, чтобы идти в одиночку, поэтому мы планируем сотрудничать с Алексеем Ворсиным и другими демократическими объединениями, чтобы вместе идти на выборы. Вообще у нас ни с "Гражданской инициативой", ни с Навальным, ни с "ПАРНАСом" нет принципиальных различий в том, каким мы видим будущее Хабаровского края. Нам надо сделать так, чтобы в крае можно было жить, а не сбегать отсюда по 50 тысяч человек в год , — заявил главный "яблочник" в крае Жан Манько. — Думаю, в мае у нас будет готова программа, и мы предложим всем демократическим силам к ней присоединиться, чтобы затем разделить округа и идти в краевую и городскую думу. Уверен, все указанные партии к объединению готовы.
Что касается отказа от общерегиональной части краевого списка, то нашлись партии, которые заявили, что не пострадают от этого.
— У нас "паровозы" и не планировались, — подчеркнул Игорь Глухов, — и в принципе это изменение в Избирательном кодексе мне понятнее, чем остальные, придуманные, чтобы облегчить выборы "Единой России".
В отличие от партий политологи иначе расценивают сложившуюся ситуацию. Да, "Единая Россия" меняет правила игры, да, пользуется своими преимуществами, говорит политолог Григорий Говорухин, но разве это партия власти виновата в том, что у нее в отличие от политических конкурентов длинная скамейка запасных?
В самом деле, что мешало другим партиям наращивать силы, вербовать сторонников и в конце концов проверить себя на выборах? Ведь не секрет, что на выборах в муниципальных районах активность проявляли только две партии: "Единая Россия" и ЛДПР. И если ЛДПР удалось составить конкуренцию партии власти, значит, таких же успехов могли бы добиться и КПРФ, и СР, и даже "Яблоко". Тем более, что у коммунистов в Хабаровском крае традиционно были сильные позиции, а хабаровская интеллигенция долгие годы голосовала за "яблочников".
Политолог Илдус Ярулин полагает, что партиям не стоит так бояться численного преимущества "Единой России", так как на самом деле шансы равны. Да, ЕР есть из кого выбирать, и фонды заблаговременно увеличены, зато против кандидатов-единороссов играет плохая в глазах избирателей репутация партии. И скрыться, назвавшись самовыдвиженцем, не получится. Все зависит от качества самих кандидатов.
— Никакой админресурс не поможет вытащить слабого кандидата— единоросса — сейчас всё прозрачно и все на виду. Поэтому партии будут дожидаться окончания праймериз ЕР, чтобы сообразно расставить своих кандидатов: сильного против слабого, — говорит он. — Учитывая, что нынешний состав Закдумы, насколько я знаю, практически весь собирается выставляться на одномандатных округах (30 единороссов и всего 6 депутатов от оппозиции — прим. редакции), проблемы на выборах у ЕР будут.
Политаналитик убежден, оппозиции опасаться надо другого — произвольного перекраивания избирательных округов. Джерримендеринга, говоря иначе. Чтобы не получилось так, что мятежные города объединили с послушными сельскими территориями.
— Пока говорить о том, что у какой-то партии победа лежит в кармане, я бы точно не стал. — отмечает Илдус Ярулин. — Увеличивая число одномандатников в Закдуме, мы по большему счету двигаемся к нормальной политической борьбе и к приходу в краевую думу людей, которые работают на своих округах и которых давно знают избиратели.
Печать