Чем ближе к выборам, тем сильнее обостряются внутренние противоречия. Актуализируются бесчисленные проблемы, оппоненты предъявляют власти все больше претензий, а власть, как и в прежние времена, пытается сохранить свои позиции, иногда неприкрыто используя административный ресурс в своих интересах.
На днях экс-руководитель политсовета политической партии «Единая Осетия» экс-кандидат на пост президента, а ныне один из оппонентов нынешней власти Дмитрий Тасоев выложил в соцсети эмоциональный текст. Тасоев пишет, что «Конституция РЮО… перекроенная и изуродованная, стала похожа на Франкенштейна», а «наше некогда правовое государство незаметно скатилось в омут беззакония»…
С одной стороны, парламент демонстрирует высокую активность, периодически пересматривая и корректируя законы, но при этом призывы общественности пересмотреть некоторые законы и поправки вот уже много лет игнорируются.
Тасоев говорит о несоответствии конституционным нормам ценза оседлости и других ограничительных законов в избирательном процессе и приводит мнения общественных деятелей по данному вопросу, высказанные в разное время.
Все они призывали власти неукоснительно соблюдать конституцию и аннулировать пункты, которые находятся в противоречии не только с общепризнанными нормами международного права, но и «с элементарным здравым смыслом».
Ценз оседлости лишает большую часть граждан права быть избранными в парламент, но при этом он не применяется к претендентам на госслужбу. Цхинвальцы повидали немало чиновников, десятилетиями не проживавших на родине, но получивших высокие посты в правительстве. Некоторые из них, провалив работу, вернулись в Россию и продолжают заниматься бизнесом.
По законам РЮО, граждане республики имеют право избирать и быть избранными, участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу.
То есть те, кто не имеет ценза оседлости — не проживали последние перед выборами пять лет в случае парламентских и десять лет в случае президентских в республике, — признаны недееспособными на территории РЮО, а также приравнены к преступникам, отбывающим наказание в местах лишения свободы. Получается, что граждане РЮО-ГА четко разделены на первый и второй сорт.
Эти вопросы уже многие годы умышленно или неумышленно не рассматриваются. Многие политики обещали пересмотреть эти поправки, но ценз и ныне там.
За последнюю неделю, за три месяца до парламентских выборов, депутаты вновь приняли поправки к закону о выборах и на сей раз исключили избирательные блоки из выборного процесса. На фоне недавней резонансной истории с объединением партий «Ныхас», «Новая Осетия» и «Аланский союз» это выглядит как очередное ограничение и закручивание гаек.
По словам главы комитета парламента по законодательству, законности и местному самоуправлению Ноны Тедеевой, разработка проекта закона о внесении изменений в закон «О политических партиях» была вызвана «необходимостью комплексной корректировки подходов к правовому регулированию порядка проведения выборов Республики Южная Осетия».
Лидер «Аланского союза» Алан Гаглоев уже заявил о решении покинуть объединение и не участвовать в предстоящих парламентских выборах. Но в связи с принятыми поправками в закон о политических партиях, участие в выборах партий «Ныхас» и «Новая Осетия», судя по всему, не состоится. Для участия в выборах «Новая Осетия» должна самоликвидироваться и влиться в состав партии «Ныхас».
Депутаты также проголосовали за принятие ряда поправок в закон «О выборах депутатов парламента РЮО». Согласно изменениям, число подписей в поддержку кандидата в депутаты (а также политических партий) должно составлять не менее 10% от общего числа избирателей, а в случае проведения досрочных выборов — не менее 5% от зарегистрированных избирателей на территории соответствующего избирательного округа.
Все это преподносится как позитивные изменения, которые облегчат жизнь как отдельным кандидатам, так и политическим партиям. Выборы в парламент следующего созыва пройдут по мажоритарно-пропорциональной системе: половина из 34 депутатов будет избрана по партийным спискам, другая половина — по одномандатным округам.
Однако принятие поправок в преддверии выборов всегда настораживает. Некоторые политики отмечают, что далеко не все поправки облегчат жизнь потенциальным участникам гонки.
Среди мер, принятых парламентом, — сокращение срока агитации кандидатов с 30 до 20 дней. Лидер Новой Осетии Давид Санакоев заявил «Эху Кавказа», что «все новые ограничения плохо отражаются на избирательном процессе и на политической жизни вообще». Эти ограничения — в пользу представителей власти, поскольку все эти годы их деятельность, вплоть до незначительных шагов, широко освещалась в средствах массовой информации, подчеркивает Санакоев.
Санакоев также высказал негодование по поводу того, что политическая система выстроена «коряво» — «постоянно из нее что-то вырезают, постоянно ее кромсают».
Свое мнение по поводу перекроек конституции в 2014 году емко выразил общественный деятель философ Леонид Кочиев:
«Свобода любого общества иллюзорна или находится под реальной угрозой, если оно не освящает свои законы и не требует от своих членов безусловного к ним уважения и соблюдения. Любые поправки, изменения, дополнения к законам всегда интенциональны, то есть направлены на достижение какой-либо далеко не всегда благой цели и часто бывают продиктованы стремлением угодить власти… Поэтому жизненно необходима для государства выработка некоего алгоритма — постоянной величины, определение тех базисных ценностей, посягательство на которые никакими соображениями не может быть принято обществом и должно быть им квалифицировано как узурпация власти… Любая предполагаемая поправка к конституционным законам должна стать объектом самого широкого, всенародного обсуждения».
Анна Чочиева
Печать