Фото с сайта:
znak.com ФОТО Иван Слободенюк
5 марта, в годовщину смерти Сталина, в Москве на Красной площади поклонники вождя по традиции собираются на акцию «Две гвоздики для товарища Сталина». Корреспондент Znak.com провел со сталинистами около часа, стал свидетелем задержания активистов движения «Декоммунизация» и послушал стихи о НАТО.
В 66-ю годовщину смерти Иосифа Джугашвили (Сталина) почитатели советского вождя принесли цветы к его могиле у кремлевской стены. Колонны формировались возле Исторического музея, где к 11 утра собралось около 300 человек с партийными и советскими флагами, портретами Сталина и цветами (по большей части красными гвоздиками, но встречались и белые розы).
Гулявшие неподалеку двойники Сталина, всегда развлекающие туристов в этом месте, спросом у собравшихся не пользовались и говорили, что у них сегодня обычный рабочий день. Организаторы в советской военной форме просили единомышленников построиться в колонны по четверо, но успеха не добились. Одновременно с боем курантов полицейские убрали заграждения и толпа двинулась к Красной площади — знаменосцы, люди с венками Сталину и Ленину, лидеры КПРФ в брендированных именных куртках, за ними — все прочие.
Организаторы боролись за дисциплину и порядок в толпе, притормаживая возле кремлевской стены, дожидаясь отставших, а также выстраивая журналистов у могилы Сталина с нужной стороны (успеха почти не добились). Здесь же, у могилы, где кроме Сталина людей ждала заранее уложенная гора гвоздик, вспыхнул первый конфликт — один из фотографов оскорбился на брошенное телеоператором слово «сумасшедшие», но помощнице зампредседателя ЦК КПРФ Владимира Кашина удалось успокоить его.
«Сгори в аду, палач народа»После того, как коммунист Кашин возложил цветы, часть журналистов переместились вслед за ним поближе к мавзолею Ленина для брифинга — и пропустили первое задержание. Активист проекта «Декоммунизация» Евгений Сучков бросил в надгробный бюст гвоздики со словами «Сгори в аду, палач народа, убийца женщин и детей!». Его тут же задержали и увели. Настроения сталинистам эта акция не испортила, они продолжали класть цветы и делать фото на фоне памятника. «Отойди левее, Сталина закрываешь», — попросил один из фотографов дедулю, который позировал его соседу. «Сталина никогда не закрыть!» — горячо ответил пожилой мужчина.
В сугубо светскую мемориальную церемонию профессиональных атеистов дивным образом вплетались религиозные мотивы. Многие трижды крестились по-православному, кто-то целовал памятник, некоторые низко кланялись и вытирали слезы. По большей части это были люди пожилые или мужчины лет 40-50, но встречались и молодые женщины, студенты и студентки. Некоторые фотокоры отметили, что в этом году обошлось без детей и икон со Сталиным.
Смуглый молодой человек преклонил колено, перекрестился слева направо, салютовал каменному бюсту, а затем подошел к памятнику сбоку, приложил к нему календарик со Сталиным и сам приложился лбом. На одном погоне его пальто была повязана георгиевская ленточка, на другом — красная лента. «Меня зовут Кристиан, я из Колумбии, и я так сделал, потому что я сталинист», — пояснил он корреспонденту Znak.com. На вопрос о схожести его поступка с почитанием православными христианами мощей святых Кристиан заулыбался и ответил: «Да, теперь Сталин всегда будет со мной, в моей душе». Стоявший рядом старший товарищ из числа аборигенов поспешил увести разоткровенничавшегося латиноамериканца подальше от прессы.
«Хожу сюда с тех пор, как разрушена моя страна»Почти сразу после колумбийского сталиниста к могиле вождя подошли две скромно одетые пожилые женщины с кустовыми розами, и одна из них громко прочитала стихи, ритмично взмахивая цветами. Пенсионерка назвалась Валентиной и рассказала, что ходит к могиле Сталина начиная с 1990 года, когда она, бывшая крановщица, поняла, что генсек КПСС Михаил Горбачев губит ее страну. «Так и хожу с тех пор, как разрушена моя страна. Ну как это — кем? Горбачевым, Ельциным… и дальше прочими. А я всегда хожу и читаю Сталину свои слова», — заявила Валентина. Валентина сказала, что стихи ее собственные, что пишет она их постоянно, и тут же продекламировала нецензурную балладу собственного сочинения на убийство Бориса Немцова близ Кремля. «Она у нас поэт известный, талант!» — с гордостью отреагировал на это стоявший рядом пенсионер.
В этот момент полицейские задержали еще одного человека — координатор «Декоммунизации» Ольга Савченко бросила в памятник цветком (он застрял на елке над вождем), негромко крикнув «Позор палачу! Вы ненавидите его жертв!». Девушку увели, но мало кто понял, за что именно: одни говорили, что ей стало плохо, другие — что она плюнула в лицо каменному бюсту, и утверждали, что она больна. Позднее «ОВД-Инфо» сообщило, что активистов привезли в ОВД «Китай-город», где забрали паспорта, а Евгения Сучкова сфотографировали «для базы»; затем их отпустили, составив протоколы по статье 20.2.2 КоАП («Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка»).
Валентина отреагировала на поступок девушки экспромтом: «Раз-два-три, вставай, товарищ Сталин! Вставай и посмотри, что теперь творится на просторах нашей родины-страны: воры и жулье кружат над Россией как воронье». Помолчали. «Тебя как звать-то?» — вдруг спросила она. Услышав, что Иван, бывшая крановщица удовлетворенно отметила: «Русский, значит» и тут же прочитала стих про Россию и русских: «Русские люди, проснитесь, гибнет Россиюшка-мать; хватит над ней издеваться, надо ее из руин подымать. Что же с вами случилось? Предали Родину-мать, НАТО в стране гуляет, а вам на это на… на все наплевать. Горят по России школы и села, слышится плач матерей; что же случилось с Россией, что же случилося с ней?».
В этот момент среди фотографов началось брожение, они сконцентрировались на краю толпы, и отвечать пожилой женщине не пришлось. Крапчатый галстук, кепка, усы и бородка — к могиле Сталина подходил пожилой мужчина, похожий на Ленина. Цветы возлагать он не стал, сердито поглядывая на задающих вопросы журналистов, поснимал толпу с цветами на мыльницу и ушел в сторону мавзолея.
«Граждане, возложив цветы, проходите, не задерживайтесь, за вами еще делегации идут», — монотонно повторял некий мужчина в штатском. Старички-дружинники в красных повязках с гербом СССР радовались теплой погоде и сетовали, что в этот раз не пришли китайцы.
«Вы поднимайте народ, а мы возглавим»
«Думаю, тысяча была. Или даже полторы, — задумчиво сказал полковник из числа организаторов. — И это потому что тепло». По мнению младшего офицера ФСО, дежурившего в этот день у могилы «отца народов», почтить Сталина сегодня пришло около тысячи человек.
Цветы клали не только к могиле Сталина, но и к надгробиям его соседей. Вторым по популярности стал Феликс Дзержинский, третьим — Леонид Брежнев, замыкали пятерку почитаемых коммунистами Юрий Андропов и Яков Свердлов. Одна женщина сказала подруге, указывая на горку цветов у памятника Брежневу: «Этому-то не надо бы», но отказалась объяснять причины, сжав губы и потянув соседку за рукав. Почти забытыми оказались сосед Сталина в кремлевском некрополе — идеолог эпохи застоя Михаил Суслов (ему принесли лишь два тюльпана) и первый глава советского государства Владимир Ульянов (Ленин), к мавзолею которого принесли только несколько букетов и венок от ЦК КПРФ.
«Куда денут наши цветы и венок потом, когда мы уйдем?» — волновалась одна старушка. «А что, хотите домой забрать? — шутливо бросили ей в ответ организаторы. — Увянут — так утилизируют их».
«Верните Советский Союз! Сталина на нас нет!» — обратилась к полковникам-знаменосцам другая женщина. «Так это вы старайтесь, поднимайте народ, а мы возглавим», — ответили ей.
Печать