Александр БратерскийПрезидент Грузии Саломе Зурабишвили хочет привлечь зарубежных партнеров Грузии к диалогу с Россией, чтобы те надавили на Москву в вопросе Абхазии и Южной Осетии. Правда, в столицах ЕС такая перспектива, похоже, не вызывает энтузиазма, отмечает эксперт. Между тем, Россия и Грузия, не восстанавливая дипотношений, могут добиться прогресса в экономическом плане, если договорятся создать сеть транспортных коридоров, которые пройдут через Южную Осетию и Абхазию.
Обращаясь к парламенту впервые после избрания, президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила, что хочет привлечь зарубежные страны к диалогу с Россией, а само общение, считает политик, нужно оживить.
«Я говорила с нашими партнерами о необходимости оживления высокого политического формата. Они должны объяснить России, что в XXI веке игра на нулевой результат не входит в чьи-либо интересы, агрессивная политика — это путь к тому, чтобы застрять в прошлом», — цитирует Зурабишвили газета «Взгляд».
Речь, вероятнее всего, идет о партнерах Грузии в ЕС и НАТО. В Брюсселе и других странах ЕС она побывала вскоре после своего избрания. Главное, чего хочет Тбилиси, — это давление на Россию в вопросах Абхазии и Южной Осетии, независимость которых была признана Москвой по итогам грузино-осетинского конфликта 2008 года.
Как отмечает в беседе с «Газетой.Ru» грузинский политолог Георги Канашвили, во время визита в европейские страны Зурабишвили просила своих партнеров активно включиться в российско-грузинский диалог. «Но с той стороны особого энтузиазма замечено не было», — сказал эксперт, подчеркнув, что смотрит на эти инициативы скептически.
При этом, несмотря на то что ни Абхазия, ни Южная Осетия не считают себя частью Грузии, они вскоре могут вновь начать играть важную роль в грузинской экономике.
Речь идет об открытии транспортных коридоров между Россией и Грузией. Они как раз должны пройти по территории этих двух республик. Их создание поможет серьезно оживить торговлю между двумя странами.
Вопрос транспортного коридора активно обсуждался во время переговоров заместителя главы МИД России Григория Карасина и грузинского спецпредставителя Зураба Абашидзе. Они проводятся в различных европейских странах в рамках так называемых женевских дискуссий. В настоящее время это единственная политическая площадка для диалога двух государств.
О встрече Зурабишвили и российского президента Владимира Путина в ближайшее время речи не идет, хотя прошлый грузинский лидер Георгий Маргвелашвили высказывал интерес к этому. В свою очередь, Зурабишвили заявляла, что пока Россия не признает факт «оккупации» Абхазии и Южной Осетии, она не видит смысла в переговорах.
После более 10 лет, прошедших со времен военного конфликта между Россией и Грузией из-за Южной Осетии, дипломатические отношения между странами так и не восстановлены. Однако в последние годы обе страны воздерживаются от негативной риторики в адрес друг друга.
При этом деловые отношения активно развиваются благодаря предпринимательской деятельности и развитию туризма. Россия входит в пятерку стран по объему туризма в Грузию. Число россиян, посетивших Грузию в 2018 году, возросло по сравнению с 2017 годом на 23,8% — до 1 млн 404,9 тыс. человек. Москва также на втором месте среди крупнейших торговых партнеров Грузии.
Россиян в Грузии хорошо принимают: «Народ приветливый и веселый, спокойно говорят по-русски», — рассказывает «Газете.Ru» о своих впечатлениях москвичка Дарья.
При этом планы самой Грузии далеки от сближения с Россией: страна настроена на членство в ЕС и НАТО.
Читать далее
Печать