Эксперты фонда «Сибирская политика» указали кузбасским властям на риски социального напряжения в регионе. Среди «токсичных» для властей факторов указаны ухудшение экологии, проблемы в ЖКХ и здравоохранении, а также открытие новых угольных разрезов. Проблемы могут трансформироваться в социальный взрыв.
За основу исследования были взяты социально-экономические показатели развития муниципальных образований Кемеровской области в 2018—начале 2019 года. В результате были выявлены топ-20 «острых» проблем, рано или поздно рискующих трансформироваться в социальный взрыв. В Кузбассе «присутствуют практически все вопросы, традиционно вызывающие социальный протест населения», считают эксперты. «Сибирская политика» заостряет внимание на открытии новых угольных разрезов, ухудшении экологии, проблемах в ЖКХ, здравоохранении, образовании и социальной защите населения.
Угольное кольцоНа первое место среди районов Кузбасса с уже реализованным запросом на социальное напряжение эксперты поставили Промышленновский. Эта, еще до недавнего времени тихая, сельскохозяйственная территория начинает «оправдывать» свое название. Несмотря на приостановку аукциона на геологическое изучение, разведку и добычу угля на участке «Искитимский 1» Титовского каменноугольного месторождения, по другим участкам активно идет открытая угледобыча.
Первым станет разрез Истокский, расположенный менее чем в пяти километрах от границ поселка Промышленная и жилой застройки. В угольном кольце еще несколько пунктов, в частности, село Уфимцево, расположенное в двух километрах от границ горного отвода. И это не единственный разрез по плану. Поселок «обложат» угольными предприятиями по всему периметру. Таким образом кузбасские власти получили второй после Новокузнецкого района очаг социального напряжения, где уже открыто выражают недовольство.
В перспективе и третий — город Новокузнецк, на который тоже наступают угольные разрезы. В январе 2019 года департамент по недропользованию СФО выставил на торги участок «Тишинский». Теперь в четырех километрах от спального Новоильинского района скоро заработает открытая угледобыча. Эксперты фонда предупреждают: повторное выпадение «черного снега» в Прокопьевске и Киселевске может стать тем самым катализатором социального взрыва. Тем более, что власти, которые назвали причиной необычного природного явления «транспорт и котельные» (тогда как жители — местные обогатительные фабрики, по всей видимости, не соблюдающие природоохранные меры), в этой ситуации выглядели довольно «бледно».
Не добавляет плюсов властям и желание подавить протесты, связанные с ухудшением экологии, силовыми методами — этот фактор способен вызвать ответный и уже более массовый негатив. Таких случаев «на совести» чиновников как минимум два: летом прошлого года пикетчика в поселке Рассвет, пытавшего остановить движение большегрузов с углем через населенный пункт, увезли в отделение полиции, а жителям Калтана отказались согласовать митинг против загрязнения окружающей среды.
Губернатор Сергей Цивилёв уверен, что область ожидает бурный рост после консолидации угольных предприятий. «У нас столько очагов роста в Кузбассе, на самом деле. Сейчас мы их объединяем, делаем общую единую систему, рванет так… На глазах все меняться будет», — говорил он. Но «рванет», возможно, совсем по-другому.
Оптимизация медициныВпервые в общественно-политической жизни Кузбасса наметилась тенденция к смещению центров электоральной опоры властей. Если при Амане Тулееве это стопроцентно были бюджетники, то у Сергея Цивилёва наоборот. Иначе медицина всего за полгода не превратилась бы в мощный очаг социального напряжения, считает «Сибирская политика». Оптимизация здравоохранения справедливо порождает в обществе отрицательные настроения. Эксперты фонда подчеркивают — это происходит не на «краю географии», а в крупных населенных пунктах.
В Кемерове произошло объединение областной больницы, областной офтальмологической больницы и перинатального центра; объединение 2-й горбольницы в Кировском районе на правом берегу реки Томь и 3-й горбольницы. В Новокузнецке присоединили НГКБ №22 к НГКБ №1, в Прокопьевске — объединили городскую больницу №1, городскую поликлинику, городскую детскую больницу, городские больницы №2, №3 и №4, областную клинической ортопедо-хирургическую больницу восстановительного лечения, а также стоматологические поликлиники №1 и №2 и молочную кухню.
ЖКХ трещит по швамЭксперты обращают внимание на первый отопительный сезон эпохи губернатора Цивилёва. Проблемы с отоплением в Сибири также чреваты социальной катастрофой. В Киселевске жители вышли на стихийный митинг из-за холода в домах. Котельные стали останавливаться, температура в квартирах снизилась ниже нормативной. В Белогорске Тисульского района жители остались без тепла в -30 и сняли на эту тему социальный ролик. В Юрге проблемой называют местную ТЭЦ, которая, отапливая почти весь 80-тысячный город, нагревает воду всего до 77 градусов вместо нормативных 110.
Арифметика протестаПланомерный отказ от социальной политики времен Амана Тулеева как тенденцию управления времен Цивилёва, отмечают и другие политологи. Но если кузбасский политолог Александр Коновалов считает, что закономерное отторжение подобных действий у населения «вряд ли перерастет в массовые протесты», то эксперты «Сибирской политики» не склонны к таким прогнозам. Слишком уж не в пользу властей политическая арифметика, особенно в последнем полугодии.
Лидирующие позиции у Кузбасса пока есть только по уровню заболеваемости: значение по туберкулезу в 1,7 раза выше среднего по России, умственно отсталых детей в регионе рождается в 2,4 раза больше, чем в среднем по России, а ожидаемая продолжительность жизни ниже общероссийской на 3−4 года.
Если прибавить сюда площадь в сто тысяч гектаров, занятых предприятиями угледобычи открытым способом (столько насчитали кемеровские экозащитники по спутниковым картам), то причинно-следственные связи между политикой областных властей и ухудшающимся уровнем жизни населения становится слишком очевидным. Как и закономерное желание кузбассовцев к переменам.
Руслан Гудымов
Печать