Российские чиновники, политики и депутаты всех уровней за несколько последних месяцев наговорили в адрес россиян столько нелицеприятного, что впору создавать целый альманах из высказываний, будоражащих общественность и создающих в сознании россиян образ чиновника, оторванного от реальности и проблем простых соотечественников, не желающего идти с ними на контакт и уверенного в том, что государство в его лице ничего и никому не должно. На этом фоне невольно задаешься вопросом о том, а в ту ли сторону направлен принятый накануне закон о наказаниях за неуважительные высказывания в адрес представителей власти, если они и сами не очень стараются следить за своей риторикой.
В результате, к «государство не просило вас рожать», «зачем вам пенсии» и «макарошки везде стоят одинаково», добавился еще добрый десяток скандальных историй с высказываниями чиновников. Одно из последних запомнившихся россиянам выступлений принадлежит депутату Волгоградской областной думы Гасану Набиеву, заявившему, что нищенские пенсии в России получают только ленивые алкоголики, бездельники и тунеядцы, которые сами виноваты в своей бедности.
Политтехнолог, эксперт по коммуникациям, эксперт Центра ПРИСП Алёна Август рассуждает о том, почему госслужащие все чаще позволяют себе проявления публичного пренебрежительного отношения к простым россиянам, а также, что заставило армию чиновников игнорировать просьбу президента и пойти на открытое противостояние с обществом. Причин у сложившейся ситуации несколько. Ситуация, которая будоражит нервы населению страны, когда наши чиновники и депутаты один за другим несут, извините, не просто чушь, а своими высказываниями вызывают справедливый гнев, имеет разные причины. Первое — действительно, среди слуг народа, к большому сожалению, далеко не все понимают, как на самом деле этот народ живет, многие — не умеют вести диалог в позитивном русле, особенно на сложные темы и либо с их языка срывается то, что они реально думают (а это не вполне лицеприятные вещи), либо они настолько косноязычны, что не могу выразить мысль так, чтобы не получился очередной «ляп»».
Проблема также кроется в негативном отношении населении к власти в целом, что вызвано целым рядом решений, которые не лучшим образом отразились на жизни простых россиян. Сказывается и тот серьезный негатив, который народ накопил по отношению к власти. Не считая нужным принимать во внимание многие мелкие и крупные ошибки и не самым приятным образом отражающиеся на жизни людей решения, власть теперь ловит тот поток негатива, источником которого во многом стала сама — не слыша людей, не разъясняя многие вещи, не обеспечивая диалог. Не все чиновники и депутаты такие, надо признать, но и самые позитивные и эффективные в силу иррадиации негатива на образ всех и сразу тоже воспринимаются уже в этом ореоле отрицания.
Нельзя сказать, что эти «чудо-реплики» начались сейчас и из ниоткуда — просто мир стал настолько открыт, что любое слово любого, особенно публичного по определению, человека может выйти в открытый Интернет. А следить за собой и работать над коммуникативными навыками готовы не все. Бизнес давно понял силу слова и даже вполне обаятельные и знающие топ-менеджеры тем не менее серьезно готовятся к серьезным встречам, выступлениям, переговорам. Пора задуматься и «слугам народа».
Почему они не призадумались после прямого указания президента? Уверена, они услышали, но самое сложное — это менять самого себя и свои привычки. Именно поэтому мало просто сказать или даже ввести в закон — нужна, на мой взгляд, программа по трансформации самой культуры чиновника и прочих «говорящих голов»: это и рамки поведения, и контроль, и, что важно, обучение — и коммуникациям, и умению слышать важное и реагировать, и умению не перегорать на своей работе и справляться со стрессом, чтобы уметь ответить корректно и исчерпывающе на любой вопрос, уметь регулировать самые сложные и конфликтные ситуации общения, не бояться непростых тем и не уходить в негатив.
Это — умение. И это — воспитание культуры госслужащего. Качества не менее важные, чем знание механизма госзакупок и ведения протокола.
Печать