Фото с сайта:
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Сергей Аксенов
Чем грозит власти бурная деятельность экс-прокурора Крыма?
Полку российских борцов с коррупцией прибыло. На этот тернистый путь ступила депутат Госдумы от «Единой России» Наталья Поклонская.
По ее словам, она располагает «компроматом» на своих коллег. Несколько историй приведено в автобиографической книге Поклонской «Крымская весна: до и после. История из первых уст». Её презентация состоится в Крыму и лишь после этого с книгой познакомят москвичей.
Среди упомянутых в книге случаев, участие депутатов в управлении компаниями с регистрацией за рубежом (что запрещено законом), возможная связь депутата с организациями ЖКХ, завышавшими тарифы для населения и успешный бизнес матери одного из депутатов в сфере, законодательным регулированием которой занимается её сын. Конкретных фамилий Поклонская пока не называет.
Все эти сведения Поклонская «накопала» в период, когда она возглавляла комиссию Госдумы по контролю за достоверностью сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Позже комиссию слили с комиссией по этике и в новую структуру Поклонская уже не вошла. Сейчас депутат работает в комитете по безопасности и противодействию коррупции.
Новое амплуа Поклонской не осталось незамеченным в самой медийно раскрученной антикоррупционной структуре страны — ФБК. Глава фонда Алексей Навальный напомнил, что ранее его люди не раз обращались в комиссию Поклонской, однако она не придавала значения этим сигналам, утверждала, что серьезных доводов нет и депутатов наказывать нельзя.
«Но выяснилось, что Натусик наш крохотусик насобирала какой-то компроматик и написала об этом в книге», — съязвил Навальный, кривляясь, на YouTube-канале. Фамильярность, с которой политик говорил об инициативе Поклонской, похоже, скрывает ревность антикоррупционера к неожиданно появившемуся конкуренту. Такое же предположение высказали и ряд СМИ.
После этого Поклонской пришлось оправдываться. «Сегодня некоторые СМИ вышли с броскими заголовками о том, что я решила опубликовать компромат на депутатов. И что это, мол, смахивает на шантаж. В связи с этим я — не кто иной, как Навальный в юбке, и за меня вроде как уже пора начинать переживать», — написала она в соцсетях.
Опасения депутата понятны. Сравнение с главой ФБК может однажды привести к тому, что к ней станут относиться соответственно — как к врагу государства. Тем более что Поклонская после ликвидации её комиссии, кажется, находится в конфликте с коллегами по «Единой России». Ей так и не простили отказ поддержать пенсионную реформу.
«Я видел на фотографиях, что места вокруг места Поклонской в Думе — пустые, — заметил колумнист „СП“ Эдуард Лимонов. — А чего они хотели? Прокурор, он и в Думе прокурор, собирает компромат на коллег. Цель? Ну, какая может быть конечная цель такого коллекционирования компроматов. Можно догадываться, что целью является наказание депутатов».
Между тем Поклонская и не пытается реабилитироваться в глазах партии власти, к которой сама и принадлежит. Напротив, подливает масла в огонь. Так, она публично отчитала «звезду» рунета последних дней волгоградского депутата-единоросса Гасана Набиева за его высказывания в адрес «тунеядцев и алкоголиков», не заработавших себе на достойную пенсию.
Кажется, противоречия в «Единой России» начинают разрывать ее на части. Оппозиция внутри партии власти, да еще и такая настойчивая, как Поклонская, может доставить немало хлопот Кремлю.
Депутат Госдумы Денис Парфенов не возражает против антикоррупционных планов коллеги.
— Я бы не стал особенно переоценивать это заявление Поклонской. В прошлом, если вы помните, ее даже критиковали за то, что она долгое время не собирала свою профильную комиссию по этому вопросу. В этот раз она, видимо, действует на упреждение, чтобы избежать подобного рода внимания в свой адрес. Хоть что-то сказать…
Никто против этого (антикоррупционных расследований — авт.) быть не может. Если есть возможность раскрыть какие-то факты коррупции, недобросовестности — это можно только поддержать и приветствовать. Пусть занимается. Вопрос это важный, актуальный.
«СП»: — В свое время шли разговоры, что ее готовят чуть ли не на руководство новой партией. И наше издание об этом сообщало. Может, это очередная волна «раскрутки» нового политического лидера?
— Да, были такие слухи. Речь шла о какой-то очередной партийной структуре, которые «выпекают» в администрации президента (лаборатория Богданова). Но, судя по всему, этот проект либо тормознули, либо вообще отложили в долгий ящик. Думаю, какого-то особого символизма нынешние действия Поклонской не содержат.
В свою очередь, юрист Илья Ремесло обращает внимание, что Поклонской, бросившей смелые обвинения в адрес коллег-депутатов, теперь придется их доказать.
— Непонятно, есть ли вообще что-нибудь у Натальи Поклонской. Пока ни одного факта она ясно не озвучила. Фамилий нет, доказательств нет. Возможно, это просто попытка попиариться с её стороны. Я бы этого не исключал.
«СП»: — Как быть, если она все же приведет конкретные факты, например, против своих коллег-единороссов? Это ведь может нанести удар по имиджу партии власти и по всей властной вертикали?
— Если это случится, то приведенные факты должны быть, безусловно, расследованы самым тщательным образом, невзирая на лица. Придется принимать меры.
Но если это не подтвердится, то к Поклонской, наверное, нужно будет применить какие-то дисциплинарные санкции. Потому что человек не должен такими словами разбрасываться ради пиара. Если она обвиняет, то она должна будет это доказать.
Автор расследований о чиновниках и олигархах, журналист Сергей Ежов сомневается в том, что антикоррупционные расследования обещают Поклонской блестящее политическое будущее.
— Вряд ли компромат, о котором идёт речь, был добыт Поклонской самостоятельно. Скорее, он ей достался от надзорных или правоохранительных органов. Не исключено, что ранее эти сведения публиковались и в СМИ.
Видимо, она слишком формально (в хорошем смысле слова) подошла к своим обязанностям главы комиссии по контролю за доходами и просто попыталась дать бумагам дальнейший ход. Без считывания намеков и без одобрения со стороны старших партийных товарищей. Даже если нарушения касаются не единороссов, а представителей другой фракции, такие вещи в Госдуме без санкций все равно не делаются, так как могут помешать более сложным политическим комбинациям.
«СП»: — Насколько приведенные примеры, пусть пока и без фамилий, можно считать противозаконными?
— В самом факте лоббирования депутатами своих бизнес-интересов и незаконной предпринимательской деятельности ничего удивительного нет. И здесь Поклонская глаза никому не откроет.
Другое дело, что ее мандат, да ещё членство во фракции ЕР, ставит партию большинства в щекотливую ситуацию. Публично от Поклонской отмежеваться они не могут, а идти на поводу у неуправляемой, в их понимании, дамы тоже нельзя. Так что с нетерпением ждём ее следующего хода, рискующего поставить думскую верхушку в положение цугцванга.
«СП»: — Не станет ли антикоррупционная деятельность Поклонской трамплином в её политической карьере?
— Подобный волюнтаризм Поклонской вкупе с отказом поддержать пенсионную реформу выстраивает вокруг нее в парламенте и, в первую очередь, в собственной фракции негласную полосу отчуждения. Вероятно, это ее первый и последний депутатский срок. Шансов на самостоятельную карьеру в политике у неё немного. У нее нет опыта партстроительства, а у общества, да и у власти нет потребности в таких фигурах: фанатах императора, с несколько репрессивным мышлением, но при этом искренних и стремящихся к нарушению правил игры. С таким букетом она никуда не вписывается.
Сомнительно, что она может стать и заметным борцом с коррупцией: здесь ей недостаёт как раз несистемности. Пусть Поклонская и стремится к отвоёвыванию пространства для манёвров, но все-таки мыслит иерархично, понимает логику «я начальник — ты исполнитель».
Печать