Очередная волна «губернаторопада» может начаться уже в ближайшие недели. Власть хорошо усвоила предыдущий урок, когда возмущённые граждане «прокатили» на выборах кандидатов, одобренных на самом верху политического олимпа. Потому первыми претендентами на вылет станут те, у кого нет достаточного кредита доверия для победы на сентябрьских выборах. «Наша Версия» попыталась разобраться, кому и по какой причине на Старой площади могут прочить скорую отставку.
Прямые выборы губернаторов пройдут осенью 2019-го в 16 регионах страны. Власть должна будет смениться в каждом пятом субъекте РФ, потому надо любой ценой обеспечить победу тому, кому надо, и не пустить на выборы тех, кого не надо. В том числе заведомых лузеров. Вот почему в преддверии выборов кресла зашатались под целым рядом губернаторов. Как говорят знатоки, если раньше отставки проходили по критериям эффективности, то этой весной ротация будет производиться по электоральному принципу – в администрации президента оценят способность глав регионов переизбраться на новый срок. А как иначе? Не повторять же ошибки, допущенные осенью прошлого года, когда кандидаты от «Единой России» в нескольких регионах не смогли победить в первом туре, а три субъекта и вовсе пришлось отдать. После предстоящей волны отставок, как говорят источники, администрация президента планирует закрыть этот вопрос как минимум до ноября.
«Расстрельный» списокЭксперты Центра электоральных практик в своём недавнем докладе записали в «двоечники» по критериям избираемости главу Мурманской области Марину Ковтун, главу Оренбургской области Юрия Берга, главу Волгоградской области Андрея Бочарова, а также губернатора Алтая Александра Бердникова. Также они не в восторге от электоральных перспектив руководителя Челябинской области Бориса Дубровского, главы Республики Калмыкия Алексея Орлова и губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова.
Своё исследование также провёл фонд «Петербургская политика». Его сотрудники считают, что наиболее низкие шансы удержаться всё у тех же Марины Ковтун и Александра Бердникова. Так, в Мурманской области заведены уголовные дела на чиновников из ближайшего окружения губернатора. При этом бывший вице-губернатор Игорь Бабенко и экс-сотрудник аппарата правительства Георгий Бабенко, давая показания в суде, заявили о причастности губернатора к коррупционным схемам. Также правление Ковтун ознаменовала кадровая чехарда, ухудшение экономической обстановки в регионе, массовый отток населения, рост социальной напряжённости. К серьёзным просчётам можно отнести и снижение отчислений со стороны крупнейших налогоплательщиков – многие проекты были откровенно провалены. Не удалось, например, создать Портовую особую экономическую зону, которая могла бы обеспечить область рабочими местами. Особое недовольство у населения вызвало введение в 2013 году новых нормативов потребления коммунальных услуг, которые едва не повлекли за собой социальный взрыв. Позже выяснилось, что в расчётах содержались грубейшие ошибки.
«Устал я с вами, дураками»
Республика Алтай уже долго держится в группе наименее политически устойчивых регионов. «Бердников долго находится у власти, и он непопулярен. Он и в прошлый раз избрался со скрипом (50,6%) и не без фальсификаций, а в нынешних неблагоприятных условиях он практически не избираем», – говорит глава «Петербургской политики» Михаил Виноградов.
В регионе было немало скандалов. В прошлом году Общероссийский народный фронт даже обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить деятельность первого зампредседателя правительства Республики Алтай Роберта Пальталлера на предмет коррупции. Поводом для этого стала передача земель хозяйства «Чуйское» в собственность ООО «Алтайский берег», собственниками которого являются сыновья первого зампреда правительства Иван и Антон.
А в 2017 году Бердников оказался в центре крупного медиаскандала. Тогда в прессе появилась расшифровка его телефонных разговоров, где он неуважительно высказывался об алтайцах. «У меня нет ни одного алтайца, который меня бы не предал. Ни одного в окружении и не в окружении», – приводили СМИ слова губернатора. Также там были жалобы на усталость: «Работа, всё это, я уже устал с вами, дураками, завтра сел и уехал в Москву. Президент пока не отпускает, говорит – работай, там больше некому в стойле держать, всё *** (украдут)». Общественная организация, которая представляет интересы коренных алтайцев, «Алтай Курултай» даже подготовила обращение к президенту с требованием отправить губернатора в отставку.
Есть версия, что Бердникова «посадил» управлять регионом «Газпром», который собирался строить в республике газопровод в Китай. Однако в 2016 году проект был окончательно похоронен. Таким образом, у газового гиганта отпала необходимость поддерживать «своего» главу региона.
Похоже, сам Бердников морально готов уйти с госслужбы. Об этом можно судить по его чересчур искренним высказываниям. На днях он прямо и как будто специально заявил, что уровень доверия россиян к «Единой России» весьма низок и от неё сейчас «бегут как чёрт от ладана».
Мусор, дороги и клановые войны
Уголовные дела в отношении членов команды губернатора – характерное явление для большинства проблемных регионов. Оренбургская область не исключение. Недавно на фоне обысков ушли в отставку министры труда и образования. Но, по слухам, окончательного решения в отношении Юрия Берга федеральный центр ещё не принял. Как и в отношении губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. Несмотря на низкий уровень поддержки и внутриэлитные конфликты, глава региона старается не портить собственный имидж.
В вотчине Андрея Бочарова серьёзной проблемой стал мусор. Волгоград в нём буквально погряз, пока глава региона вёл аппаратную борьбу с мэром Ириной Гусевой. Другая проблема – транспорт и качество дорог. В связи с этим в 2016 году жители Волгоградской области собирали подписи за отставку губернатора. Ну как такого оставлять в столь сложное для власти время?
Что касается Калмыкии, то она занимает последние места в рейтингах по уровню жизни. Губернатора Алексея Орлова часто обвиняют в том, что он развёл кумовство и якобы устраивает родственников на высокие должности. Стоит, впрочем, отметить, что работать ему приходилось в нелёгких условиях ведения клановой войны с родственниками экс-президента республики Кирсана Илюмжинова, которые укоренились на государственных постах. Орлов их увольнял и назначал своих.
Относительно губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова эксперты говорят, что аресты его ставленников свидетельствуют о том, что рано или поздно силовики доберутся и до него самого. Владимиров занял свой пост через год после того, как в 2012-м организовал президенту знаменитый полёт со стерхами. На тот момент он был заместителем губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. Говорят, что именно тогда он почувствовал расположение первого лица и зазнался. А между тем вверенный ему регион испытывает на себе серьёзные проблемы. В Ставропольском крае остро стоит проблема преступности, и это тот случай, когда уместно вспомнить поговорку «рыба портится с головы». При Владимирове в криминальные сводки попали 10 заместителей министра, 2 полпреда и более 40 глав муниципалитетов. Потому злые языки говорят, что отставка будет не самым плохим исходом для губернатора Ставропольского края.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Победившие на губернаторских выборах в сентябре представители от ЛДПР Сергей Фургал (Хабаровский край) и Владимир Сипягин (Владимирская область) до сих пор не сформировали собственной команды, говорится в докладе фонда «Петербургская политика». «Ни Фургал, ни Сипягин не проектировали всерьёз сценарий собственной победы. Поэтому они не пытались заранее ни создавать «теневые кабинеты», ни выстраивать коалиции, откуда могли бы черпать свой кадровый резерв», – считают авторы исследования. Пока что Фургал ввёл в правительство региона лишь двух новых людей, Сипягин – только одного.
Денис Чистов
Печать