По всей России собирают подписи с требованием его отставки, про него пишет стихи Шнур, его обсуждают на федеральных телеканалах, а еще недавно его мало знали и в Волгоградской области, где он депутатствует больше 15 лет. Уйдет ли Набиев в добровольную отставку, какие выводы стоит сделать волгоградским избирателям, почему этот своеобразный камингаут народного избранника был не про мораль, а про систему в целом и почему Гасан Набиев – депутат, которого мы все заслужили? Об этом – личное мнение обозревателя «ФедералПресс» по ЮФО Ярослава Малых:
«На прошлой неделе Волгоградская область вновь прогремела на всю страну. Как водится, опять в нелицеприятном виде. Пусть и с некоторым опозданием, но мы встроились в модный тренд, когда чиновники и депутаты с многомиллионными доходами открыто заявляют «простому народу», что во всех своих бедах люди виноваты сами и вообще «государство не просило вас рожать».
На внеплановом заседании областной думы неприятно удивил один из старейших и тишайших депутатов Гасан Набиев. В свойственной ему в те редкие моменты, когда он все-таки выступает публично, эмоционально-малограмотной манере он раскритиковал пенсионеров.
«Получают тунеядцы и алкаши, поэтому у них 8 тысяч рублей. А у тех, кто работал нормально, – 20–25 и более. Малоимущий сам себе создал малоимущество. Он мог бы стать нормальным человеком», – заявил Набиев. Что началось после этого, понятно. В регионе со средней пенсией 9 тысяч, да и в стране, которая хотя и богатая, но многие люди здесь живут далеко не на том уровне, которого достойны, такое высказывание, конечно, оскорбило миллионы человек.
Самое постыдное в последующей реакции на эти слова – это даже не запоздавшие и нелепые оправдания самого Набиева, даже не его чудовищная попытка прикрыться президентом Путиным и «недругами». Позор в том, что публичное неудовольствие выступлением коллеги и депутаты волгоградского парламента, и просто региональные члены партии «Единая Россия» высказали только после официальной позиции федеральных коллег, реакция которых была достаточно оперативной. На самом заседании, да и после него никто из думского руководства не догадался дать отповедь заявлению коллеги.
Быстрее волгоградцев оказались даже депутаты других регионов, некоторые из которых прокомментировали, кстати, намного резче, чем впоследствии волгоградский вице-спикер Сергей Горняков.
Еще бы чуть-чуть и волгоградские единороссы опоздали бы даже за Сергеем Шнуровым, в стихотворной форме разнесшем пассаж про «алкашей и тунеядцев». Эта заторможенность – не равнодушие (точнее, не только оно одно), не черствость сердца или медлительность разума. Тут все гораздо страшнее.
Члены партии, разительно отличающейся от федеральных коллег, как мне кажется, ждали команды. Реагировать им или нет, да – как именно. Команда все не появлялась и не появлялась. И вот уже после вполне конкретных заявлений московских коллег стало понятно, что надо бы тоже чуть обозначить «непонимание»
Самое раздражающее – почти никто не говорит о том, что Гасан Набиев не какой-то особенный, не отщепенец, не экстремист, а ровно наоборот. Он своего рода олицетворение волгоградской областной думы.
Некогда заслуженный человек, утративший прежнее влияние, но готовый ради сохранения довольно условного статуса на молчаливое соглашательство практически по любому вопросу. Напрочь позабывший о том, чьи интересы он должен представлять и почему. В известном смысле такой депутат – это подлинный герой нашего времени. Вернее, в его же терминологии, «ихнего».
Набиев, рассказывая о своих бывших сотрудниках и их высоких пенсиях, скорее всего, говорил искренне. В углеводородных отраслях пенсии маленькими никогда не были, на этих предприятиях же первыми заработали накопительные НПФ. В отрасли Гасана Гилал-оглы действительно уважают, о нем отзываются, что я слышал лично, как о «справедливом и рассудительном» руководителе. Он начинал на заводе «Нефтезаводмонтаж» с мастера, а через 22 года стал гендиректором. Работал в системе «Газпрома» директором. Выручка подразделения давно зашкаливает за 20 млрд рублей.
Когда Набиев работал гендиректором, его зарплата превышала 40 млн в год. С таким достатком, прозрачным, легальным и, пускай, заслуженным, упрекать пенсионеров (неважно, с доходом в 8 или даже 18 тысяч рублей), конечно, неправильно. Избирался он в думу от территорий, где ключевое влияние на экономику имеют именно филиалы этой компании – Жирновский, Камышинский, Котовский районы.
Кого представлял Набиев в думе? Практически сразу после выборов в 2014 году областные законодатели приняли налоговые льготы для «Газпрома». Он активно объяснял, что газовики уже инвестировали безумные миллиарды, а регион им еще и много должен. После чего по традиции ушел в тень, появляясь на заседаниях комитета, но достаточно регулярно игнорируя думские пленарки.
На самые важные для администрации вопросы он, впрочем, регулярно оставлял «конверты» со своим голосом в поддержку определенных инициатив. На всякий случай. Такой народный избранник вполне устраивал думское руководство, которое уже не обижается, когда его называют «придатком» исполнительной власти, да и «Газпром» спровадил два года назад Набиева на пенсию.
Показательная вещь: Набиева крайне редко, но «прорывает», и он начинает ввязываться в дискуссии, задавать вопросы, например, заму губернатора по финансам. Но голосует всегда «как надо». Одним словом, депутат хорош всем, кроме жителей, которых он, как выяснилось, не уважает. Или как минимум не знает. Что на 16-м году депутатства одно и то же.
При этом Набиев, простите, не самый плохой депутат в нынешнем созыве думы. От него меньше вреда, чем от многих из них. Он не матерился в зале заседаний, не менял своей позиции в последний момент, когда замаячила карьерная перспектива, и вроде даже не считает себя истиной в последней инстанции.
Как и в случаях с другими подобными историями, сыграла свою роль не только публичность, но и контекст. Он очевиден и требует расправы. Но отставка конкретного Гасана Набиева ничего не решит в смысле системы. На следующий срок он и так не собирался, до выборов каких-то полгода.+
Конечно, чтобы показать солидарность с народом, его, скорее всего, вынудят уйти. Но придут новые депутаты, и, судя, например, по городской думе Волгограда, они будут еще более бессмысленными для нас. Порочная модель, где соглашательство теперь именуют «конструктивным», воспроизводит сама себя, и на каждом новом витке – во все более комичной форме.
Пока это депутат, который говорит «ихние», путает падежи и считает пенсионеров «алкашами». В следующем созыве может быть и что-то похлеще. Если мы как следует не задумаемся над этим и не вспомним, когда в сентябре пойдем на избирательные участки.
Самая блестящая шутка, возникшая по этому поводу, такова: «Волгоградцам рассказали, что они тунеядцы и алкаши».
Печать