В недавнем интервью "Эксперту" секретарь Общественной палаты России Валерий Фадеев затронул тему национальных проектов: их обсуждение идет полным ходом, однако Общественную палату к этому процессу практически не привлекают. Более того, по словам Валерия Фадеева, для подготовки нацпроектов в правительстве уже созданы экспертно-консультативные советы - "якобы для того, чтобы вовлечь экспертное мнение"; бюрократии оказалось удобнее работать с новенькими экспертно-консультативными советами, чем с Общественной палатой.
О том, как привлекают общественников к разработке национальной программы развития Дальнего Востока, рассказывает заместитель секретаря Общественной палаты Александр Точенов:
Хотел бы обратить внимание на взаимодействие власти и общества в рамках работы над национальными программами. Изначально в майском Указе президента не было акцента на разработку программ совместно с общественностью. Парадокс в том, что программы национальные, а в их разработке задействованы лишь чиновничьи структуры. Наверное, они всё знают и всё умеют лучше граждан, ради которых это всё и делается? Только вот выходит у них по известной формуле: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»(с). Вот и идёт это всё как-то мимо общества, хотя вроде делается для него.
По-иному стала разрабатываться национальная программа развития Дальнего Востока. Во всяком случае, в поручении президента правительству сразу было указано, что эта программа разрабатывается совместно с общественностью. А вот механизм работы с общественностью определяли сами министерские чиновники. И определили, как всегда, так, как удобно им: "Общество, обсуждать будете так, как мы вам сказали!" Вроде как и сроки обсуждения есть: до 15 февраля - обсуждение на муниципальном уровне; до 15 марта - уже региональный уровень, но там простые граждане как-то не просматриваются, есть только чиновники и депутаты. 15 декабря заработал сайт
www.dv2025.ru, и справедливости ради нужно сказать, что инструмент вполне рабочий; вот только как поступающие предложения будут обобщаться и обсуждаться - не до конца понятно. Это - подход министерства по развитию Дальнего Востока. Допускаю, что мы не всё знаем, и в алгоритме работы министерских чиновников гражданские активисты все-таки где-то есть, хотя бы на следующих этапах, и мы об этом скоро узнаем.
Полпредство ДФО, как и главы регионов, включились в работу с представителями гражданского общества. Хотя в регионах это происходит по-разному, где активно, а где «как всегда». Общественные палаты регионов ДФО для координации деятельности создали свой совет, главными целями которого являются участие в разработке, реализации и контроле национальной программы развития Дальнего Востока. В первую очередь речь идет о разработке и реализации, а контроль на палаты возложен соответствующим законом. Первыми взаимодействовать с республиканскими органами власти начали наши коллеги из общественной палаты Республики Саха (Якутия), запустив проект «Мои идеи – Дальнему Востоку». Теперь этот проект стал базовым и для других палат региона.
Общественная палата РФ активизирует работу общественных советов при заинтересованных в разработке программы федеральных органах исполнительной власти, взаимодействует и оказывает помощь региональным палатам, привлекает к совместной работе над программой общественные организации, экспертов и бизнес-сообщество.
Программа развития Дальнего Востока - это национальная программа, и она не может разрабатываться только бюрократическими методами, иначе мем #вгородекорсаковенетгорячейводы будет звучать ещё долго. Наша общая (гражданского общества, бизнеса и власти) задача - сделать Дальний Восток привлекательным для жизни и работы сограждан. Президент ведь определил, что программа должна быть прорывной и быть для людей. Надеюсь, что это правильно понимают и чиновники, отвечающие за выполнение поручения президента по разработке национальной программы развития Дальнего Востока.
Печать