Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарёв исследует составляющие мифа о «российском заговоре» против американских выборов, которые включают в себя «фабрику троллей», «машину киберагрессии», неуловимых и вездесущих русских хакеров, «продвинутых ботов» и других сказочных персонажей.
За последнее время тема «вмешательства Москвы» в американские выборы во многом «приелась» российской аудитории. Люди привыкли реагировать на претензии со стороны Вашингтона либо с долей иронии, либо вовсе пропуская их мимо внимания. Отчасти это связано с тем, что российские СМИ отображают далеко не весь спектр обвинений со стороны Запада. В результате далеко не у всех россиян имеются четкие представления о сути заокеанских претензий. Точнее – о том, какая картины произошедшего была сформирована в сознании «среднестатистического американца», а, следовательно, и массовых настроений в США.
По большому счету, для жителей России сущность обвинений из Вашингтона сводится к утверждениям о вмешательстве «русских хакеров» в ход выборов в интересах Дональда Трампа. Однако в реальности скандал, связанный с публикацией электронной переписки демократов, является лишь вершиной айсберга.
Вокруг процесса о «российском вмешательстве» уже успела сформироваться сложная мифология, способная легко убедить обывателя в существовании полноценного заговора против США и демократии.
Причины «вмешательства»
Для человека, поверхностно знакомого с темой, мотивация России (глазами обвинителей-американцев) представляется довольно банальной: Кремль якобы пытался содействовать победе Дональда Трампа, надеясь на дальнейшую нормализацию отношений с США.
Однако в американских СМИ «цели Москвы» презентуются в ином свете. Российскому руководству приписывается стремление подорвать либерально-демократический «лагерь» во главе с США. С этой целью Кремль еще в начале 2010-х годов начал интервенцию в западное медиапространство. Телеканал «RT America TV» фактически открыто обвиняют в разжигании массовых беспорядков. В частности, ему приписывают активную роль в поддержке движения «Occupy Wall Street». Основанием для этого стали: 1) информационное освещение деятельности движения; 2) демонстрация нескольких документальных фильмов, посвященных протестам в США; 3) разработка мобильного приложения для участников «Occupy Wall Street».
В рамках мифологии заговора «RT America TV» также выполнял роль «тяжелой артиллерии» накануне вмешательства России в американские выборы. Аргументом в пользу этого стала критика журналистов в адрес избирательно системы США, касающаяся как ее недемократичности, так и уязвимости техники, используемой в процессе голосования. (Интересно отметить, что аналогичные претензии неоднократно предъявлялись и «собственно американцами», начиная от создателей мультсериала «Симпсоны» и заканчивая авторами юмористического шоу «Адам портит все»). Поводом для претензий стала и критика двухпартийной системы США со стороны «RT».
Формируя образ «фантомной угрозы» вокруг «RT», американские СМИ и представители экспертного сообщества акцентируют внимание на двух моментах. Во-первых, подчеркивается рост значимости канала в качестве альтернативного источника информации. Так, представители США любят апеллировать к данным исследования компании «Nielsen». Оно показало, что в 2012 году «RT» продемонстрировал самый быстрый рост охвата аудитории (40%) среди всех международных новостных каналов в США. Его аудитория в Нью-Йорке выросла на 200%, а в Вашингтоне – на 60%. «Среднестатистического американца» пугают тем, что «RT» уже превосходит «Аль-Джазира» по количеству просмотров в Нью-Йорке и Вашингтоне. Во-вторых, вокруг канала формируется образ СМИ, напрямую подпитываемого из Кремля. Как можно узнать из американской прессы, Кремль тратит 190 миллионов долларов в год на распространение программ «РТ».
Согласно конспирологической концепции, власти России намеревались вмешаться в ход американских выборов еще задолго до выдвижения кандидатуры Дональда Трампа. При этом уже изначально планы Москвы носили «антиклинтоновский» характер. Владимир Путин якобы испытывал к экс-госсекретарю особую антипатию. Причиной этого, согласно мифологии заговора, стали вера в причастность Клинтон к организации «болотного протеста» и обида, порожденная ее жесткими высказываниями в адрес российского лидера. По утверждению американцев, стратегической целью «вмешательства» являлся подрыв доверия к кандидатам и политической системе США в целом. Задача содействовать победе Дональда Трампа была сформулирована либо в декабре 2015 года, либо в марте 2016 года.
Вмешательство России в американские выборы: Начало
Согласно мифологии «российского заговора» (как уже было отмечено), вопрос о вмешательстве в американские выборы начал прорабатываться в Москве в 2014 году. Российская разведка якобы начала исследовать избирательные процессы в США и связанные с ними технологии и оборудование. В то же время к проекту подключили так называемую «фабрику троллей», которой якобы владеет российский бизнесмен Евгений Пригожин.
Начало истории этого сотрудничества носит в целом абсурдный характер. С целью выявления «болевых точек» американского общества, на которые можно было бы надавить в рамках информационной войны, в США были направлены две россиянки – Анна Богачева и Александра Крылова. Обе они являлись сотрудницами «фабрики троллей». Их визит в Соединенные Штаты якобы был санкционирован лично президентом Владимиром Путиным. За три недели они объехали 9 штатов, занимаясь «сбором разведданных».
Само по себе это утверждение поневоле вызывает улыбку. Если верить американской версии, инициатором «операции» были люди из высших эшелонов российского руководства. Они могли предоставить «фабрике троллей» поддержку в лице многочисленных экспертов и аналитических центров. Искомую информацию можно было бы получить путем обработки социологических данных. Наконец, «фабрика» могла своими силами провести (или хотя бы заказать) киберметрическое исследование.
Однако вместо этого «заговорщики» предпочли отправить двух сотрудников в турпоездку по США. Не будет преувеличением сказать, что просмотр американских телесериалов в течение аналогичного времени дал бы больший полезный эффект. Даже американские журналисты, отстаивавшие истинность этой версии событий, сравнили этот вояж с кинокомедией «Тельма и Луиза».
«Тролли» на 126 миллионов
Как бы то ни было, по версии американской стороны, после возвращения «разведчиц» на «фабрике троллей» был создан англоязычный отдел, в котором трудились от 80 до 100 человек. В их задачу входило разжигание ненависти в американских сегментах «Facebook», «Instagram», «Twitter» и иных соцсетях, подрыв веры американцев в легитимность выборов и дискредитация Хиллари Клинтон. Помочь им в этом нелегком деле, согласно конспирологической теории, должны были 50 тысяч бот-аккаунтов, управляемых нейросетью. Именно наличие «продвинутых ботов», по утверждениям американцев, позволило в итоге «российской пропаганде» только на «Facebook» охватить аудиторию в 126 миллионов человек. Для сравнения, в президентских выборах 2016 году приняли участие 136 миллионов человек.
Важно подчеркнуть, что власти США обвиняют Россию не просто в организации интернет-агитации. «Дискурс-диверсанты» с «фабрики троллей», согласно мифу о заговоре, занимались сбором пожертвований в пользу Дональда Трампа. Для этого они, в том числе, использовали украденные номера социального страхования для открытия банковских счетов и кошельков «PayPal». В соответствии с конспирологическим мифом, «тролли» также организовывали оффлайн-акции. Им приписывают, как минимум, организацию 12 митингов посредством соцсетей. С деятельностью троллей также связывают появление баннера с портретом Владимира Путина на Манхэттенском мосту в Нью-Йорке 18 октября 2018 года. При этом лишь в некоторых случаях американским исполнителям потребовалась оплата.
«Хакеры ГРУ» и WikiLeaks
Одновременно с работой «фабрики троллей», согласно мифу о заговоре, была запущена «машина киберагрессии». Сотрудники ГРУ Генштаба ВС РФ сначала успешно прозондировали, а затем взломали сеть Национального комитета демократической партии. Собранные ими материалы использовались как компромат.
Материалы публиковались по необходимости, в случаях, когда возникала потребность отвлечь внимание аудитории от скандалов вокруг Дональда Трампа.
Для вброса материала в публичное пространство, утверждают американские власти, использовалась следующая технология. Сотрудники ГРУ первоначально создали ресурсы «Guccifer 2.0» (названный по имени реально существующего румынского хакера) или DCLeaks.com. От лица их владельцев «русские шпионы» якобы связались с администрацией «WikiLeaks», что обеспечило публикацию компромата на Клинтон в СМИ с широкой аудиторией.
«Пакт о взаимопомощи» с Трампом
За реализацией этих мероприятий, в соответствии с конспирологическим мифом, должно было последовать заключение договоренности с Трампом. Именно эту цель якобы преследовали россияне, стремившиеся установить контакт с кандидатом и лицами из его окружения.
Впоследствии, на основе анализа американской версии произошедшего, финский исследователь Мика Аалтола разработал алгоритм «российского вмешательства» в зарубежные выборы. Согласно его концепции, на первом этапе осуществляется распространение «дезинформации» (как фейковых новостей, так и просто альтернативных точек зрения на события) внутри общества, ставшего объектом атаки. Вторая стадия «вмешательства» включает в себя хищение конфиденциальных данных при помощи хакеров. На третьем этапе полученная незаконным путем информации публикуется от лица анонимных «хактивистов». В ходе четвертой стадии эти сведения размещаются на ресурсах СМИ и интегрируются в инфоповестку. Последний этап предполагает заключение «пакта о взаимопомощи» между одним из кандидатов и иностранным государством, организовавшим хищение информации.
Эта картина, дополненная тезисами о разжигании вражды, использованием украденных номеров социального страхования и организацией митингов, и была в итоге вложена в мозг «среднестатистического американца». Результатом этого стал ощутимый рост антироссийских настроений, проявившихся во всех сферах жизни общества. Негативация образа России вышла на новый уровень. Показательно, что единственный положительный «русский» персонаж на телеэкранах Америки – герой сериала «Штамм» Фет – неожиданно сменил национальность.
И потому, даже при наличии в заокеанских претензиях доли откровенного гротеска, к нему нельзя относится со снисходительной улыбкой. Даже если эти обвинения не повлекут за собой ужесточения санкционного режима, они легко могут обеспечить для Белого дома либо конгресса карт-бланш на любые жесткие действия в отношении Москвы в будущем.
Также необходимо понимать, что соответствующий нарратив существует не только в инфопространстве США. Как минимум, он транслируется и на Европу, способствуя разжиганию антироссийских настроений в Старом Свете. У России есть ресурсы, чтобы ответить на этот вызов (достаточно вспомнить о «RT America TV»). Однако пока что их использование не дало нужного эффекта.
Печать