Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев
анализирует результаты социологического исследования ВЦИОМ за январь 2019 года.
Падает, падает, падает рейтинг
Согласно данным ВЦИОМ за январь 2019 г.,
рейтинг доверия к Владимиру Путину упал до 33,4%. Этот показатель достиг минимума с января 2006 г. Рейтинг одобрения деятельности главы государства зафиксирован на уровне 62,1%. Таким образом, более половины взрослых россиян высоко оценивают предшествующую деятельность президента. Но лишь треть из них уверена в том, что Путин способен управлять государством с прежней эффективностью.
Одновременно, как показали опросы ВЦИОМ,
упал и электоральный рейтинг «Единой России». За «партию власти» на выборах готовы проголосовать 33,8% обладающих правом голоса россиян (минимальное значение с января 2006 г.).
Исследования, проведенные ФОМ,
показали, что электоральный рейтинг Владимира Путина снизился в январе до 46%. Меньшее значение за последние 10 лет он имел лишь в 2013 г. Работу президента хорошо оценивают 60% респондентов. Доверяют главе государства 57% опрошенных. В то же время на протяжении последних 8 месяцев наблюдается устойчивая эрозия доверия к президенту. С июля по январь от 36 до 39% респондентов ежемесячно заявляли о снижении доверия к президенту. Наибольший градус негатива в отношении Владимира Путина зафиксирован внутри следующих социальных групп: граждан в возрасте 18 – 30 лет; лиц, имеющих высшее образование; людей с доходом менее 8 тыс. рублей либо более 30 тыс. рублей.
Рейтинг «Единой России», по данным ФОМ, составляет 33%.
Согласно данным полстеров, падение показателя избираемости «Единой России» не сопровождается ростом рейтинга оппозиционных партий. С одной стороны, это может обеспечить сохранение позиций «партии власти» вне зависимости от роста недовольства. С другой стороны, в сложившейся ситуации «протестно настроенные» граждане легко могут предпочесть участию в выборах иные, «неконвенциональные» формы выражения своего недовольства.
Снижение рейтингов главы государства ставит под вопрос возможность дальнейшего проведения непопулярных реформ. Авторитет президента уже не может выступать ресурсом, при помощи которого политическое «продавливает» болезненные реформы. Дальнейшая его эксплуатация на данном направлении может привести к дестабилизации всей политической системы. Равным образом возникшая ситуация требует более взвешенного подхода к внешней политике с точки зрения публичного позиционирования. Возникшая вокруг переговоров с Японией «теория заговора» наглядно подтверждает опасность рисков, порождаемых отсутствием однозначности в информационном освещении внешнеполитических акций.
Внутренняя политика – ведущий фактор снижения рейтинга
Вполне очевидно, что основным драйвером снижения рейтинга власти является рост недовольства внутренней политикой. Согласно
расчетам ВЦИОМ, индекс удовлетворенности внутренней политикой в декабре 2018 г. составлял 28 пунктов. В марте этот показатель составлял 52 пункта, к июлю он упал до 22. Осенью индекс стабилизировался и к октябрю достиг 32 пунктов. Но уже в ноябре показатель рухнул до 21.
На протяжении последних 7 месяцев индекс удовлетворенности внутренней политикой ВЦИОМ демонстрирует худшую динамику за весь период наблюдений с 2007 г. Сопоставимых значений он достигал лишь в июле 2017 г. (33 пункта) и в четвертом квартале 2011 г. (36 пунктов). Текущее падение представляется особо существенным по сравнению с докризисными показателями (76 пунктов в третьем квартале 2014 г.).
Наибольший уровень недовольства зафиксирован в отношении экономической политики российских властей. Индекс удовлетворенности экономической политикой в декабре 2018 г. был равен всего трем пунктам. В июле, августе и ноябре этот показатель и вовсе был равен нулю. Для сравнения, в марте он составлял 30 пунктов (в третьем квартале 2014 г. – 54).
Падение данного показателя также является рекордным за всю историю наблюдений. В предшествующие периоды минимальные значения индекса колебались в пределах 11 – 12 пунктов (второй квартал 2016 г., июль 2017 г.).
Индекс удовлетворенности социальной политикой упал с 39 пунктов в марте до 16 в декабре 2018 г. С июня по декабрь он колебался в пределах от 14 до 16 пунктов. Аналогичная ситуация наблюдалась прежде в 2011 г. и в первом квартале 2009 г. Более низкие значения индекса были зафиксированы лишь в четвертом квартале 2007 г. (10 пунктов), втором квартале 2016 г. (12 пунктов) и июле 2017 г. (8 пунктов).
Индекс социальных оценок ВЦИОМ (раскрывающий восприятие ситуации в стране) в декабре 2018 г. остался ниже планки в 20 пунктов.
Индекс восприятия инфляции вырос с июля по декабрь да 64 (на 13 пунктов). 58% охарактеризовали инфляцию как «очень высокую». Индекс
социальных ожиданий упал ниже отметки – 50 пунктов. 58% респондентов считают, что Россия даже еще не вошла в наиболее тяжелый период текущего кризиса экономики. Индекс
кредитного оптимизма в декабре составлял 28 пунктов (против «докризисных» 40). 70% респондентов считают, что сейчас неблагоприятное время для получения займов. Индекс
потребительского доверия на конец 2018 г. составлял 42 пункта (в августе 2013 г. достигал 53).
Около половины опрошенных оценивают ситуацию как неблагоприятную для крупных покупок. Более 60% взрослых россиян ориентированы на сокращение повседневных расходов.
На фоне этого представляется естественным ухудшение
психологического самочувствия россиян, зафиксированное социологами ВЦИОМ. По итогам 2018 г. были отмечены: рост усталости с 8% до 19%, увеличение волнения с 10% до 15%, грусти – с 4% до 10%, разочарования – с 3% до 10%.
Одновременно сократилось число людей, надеющихся на улучшение ситуации в ближайшей перспективе. Индекс личных ожиданий от нового года сократился с 64 п. в 2017 г. до 34 п. в 2018 г. Упал и показатель ожиданий в масштабах страны (с 42 п. до 3 п. соответственно).
Оценивая эти факты, важно обратить внимание на один момент. Результаты массовых опросов наглядно свидетельствуют о наличии кризиса в экономике. Что явно противоречит официальной риторике последних лет. Возникающее в итоге противоречие служит дополнительным фактором, подрывающим доверие общества к власти.
Внешняя политика не в тренде
Отдельно следует обратить внимание на падение рейтингов доверия к таким политикам, как
Сергей Шойгу и Сергей Лавров (по данным ВЦИОМ). В сентябре о доверии главе оборонного ведомства заявляли 15,7% опрошенных, в декабре – 16%. В случае главы МИД этот показатель составлял 13,5% и 11,7% соответственно. В январе доверие Шойгу выразили уже 13,7%, Лаврову – 9,3%. Столь существенное падение рейтингов популярных министров
фиксировалось прежде лишь в начале лета, после анонсирования планов пенсионной реформы. Снижение доверия к главам МИДа и Минобороны может являться косвенным результатом падения интереса граждан к внешней повестке и связанным с ней рискам.
Право на существование этой гипотезы подкрепляет динамика
«индекса страхов» ВЦИОМ. В период 2015 – 2016 гг. опасения, связанные с международной напряженностью, превалировали над страхами «экономическими». Однако с января 2017 г. ситуация изменилась. Возобладал тренд на увеличение внимания к таким проблемам, как дороговизна или исчезновение из продажи товаров, обесценивание сбережений. Одновременно снизилась острота восприятия внешнеполитических рисков (вероятно, во многом за счет привыкания к международной напряженности). Если в 2015 – 2016 гг. страх перед международной напряженностью фиксировался в пиковые периоды у 26% респондентов, то в январе 2019 г. – лишь у 15.
Индекс
одобрения внешней политики российского руководства с марта по декабрь 2018 г. снизился с 67 до 62 пунктов. При этом велика вероятность того, что данный показатель завышен за счет социально одобряемых ответов.
Таким образом, потенциал внешней политики (как ресурса обеспечения лояльности граждан) если не исчерпан, то заметно ограничен. Более того, в случае отсутствия позитивных изменений в экономике внешнеполитическая повестка легко может стать «токсичной».
«Спираль молчания» Хаски
Социологи ВЦИОМ зафиксировали
очевидное расхождение между реальной позицией граждан и готовностью публично выразить свое мнение. После появления со стороны правоохранителей претензий к рэперу Хаски был проведен опрос, который показал, что 24% респондентов поддержали бы «деятеля искусства», критически отзывающегося о власти, но лишь в частных беседах со своими знакомыми и друзьями. И лишь 5% заявили о готовности публично озвучить свою позицию при выражении артистом критического мнения в адрес власти. Последнее очевидным образом ставит под сомнение любые публичные заверения в лояльности политическому руководству или позитивной оценке текущей ситуации. Как следствие, возрастает вероятность возникновения «непрогнозируемых» (традиционными методами) рисков, в том числе – в рамках выборов.
Угасающий патернализм?
Нарастание недовольства по отношению к политике власти прослеживается и через восприятие обществом темы критики власти. Опрос ВЦИОМ, проведенный по случаю «дела Хаски», дал достаточно непривычные результаты. Лишь 15% респондентов заявили о том, что
критические высказывания в адрес государства недопустимы и должны преследоваться. 36% опрошенных выразили поддержку критикам власти, а 35% заявили по том, что такого рода претензии – личное дело каждого и не должны регулироваться обществом либо государством. Эти данные позволяют предположить, что всплеск патернализма в российском обществе, вызванный присоединением Крыма, угасает. Более того, в ближайшем будущем его может сменить иная, прямо противоположная по содержанию тенденция.
Печать