Политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Сергей Гречишников рассуждает об изменившихся правилах игры на электоральном поле и отмечает резкое изменение востребованности специалистов политических профессий в соответствии с возросшими требованиями общества к качеству политической рекламы.
Ушедший год принес политехнологическому сообществу новые вызовы. Главное: изменились механизмы формирования общественного мнения.
Ни выступления кандидатов, ни материалы в традиционных СМИ, ни публикации популярных блогеров уже не делают погоды. Слишком много стало фейков, откровенного вранья и убогого манипулирования. Избиратели стали доверять коллективному мнению собственных референтных групп, кристаллизующемуся в мессенджерах и социальных сетях. Причем, это мнение всегда четко привязано к конкретной ситуации. В нем нет ничего застывшего, раз и навсегда данного.
Поэтому стало очевидно, что без активной работы по управлению контентом в мессенджерах и социальных сетях выиграть кампанию невозможно. Ибо кумиров у народа почти не осталось, а сама власть окончательно десакрализирована. Справедливости ради отметим, что десакрализация власти - процесс глобальный.
Именно с такой реальностью придется работать политконсультантам и избирательным технологам в наступившем 2019 году.
Считаю, что резко вырастет спрос на специалистов, способных управлять формированием электоральных установок, то есть на идеологов.
Если еще в «нулевые» можно было выигрывать кампании при весьма посредственной идеологии, но с хорошим менеджментом, то сейчас требования к качеству идеологии существенно выросли. Искренность, уникальность контента, глубина проработки, нетривиальность подачи, внятные ценностные основания: вот что требуется от проектов, продуцируемых штабными идеологами.
Идеолог электорального сезона 2019 в идеале должен иметь профильное образование, обладать широким кругозором и поставленной от природы рефлексией. А открытость ко всему новому становится обязательным качеством, без которого уже невозможно работать. Образно говоря, чтобы идеологу ставить задачи перед SMM–аналитиками, ему самому нужно быть SMM-аналитиком.
Есть также основания полагать, что мы совсем скоро зафиксируем увеличение запроса на политический консалтинг. Это связано с тем, что в экономической и административной сферах станет больше неопределенности и непредсказуемости.
Некоторые старые неписаные правила, так называемые «обыкновения», уйдут или должны уйти, а новые будут формироваться «по ходу пьесы». Появится много вопросов у субъектов социального управления. И лучший метод здесь – совместная рефлексия с кандидатом, направляемая консультантом. В ходе избирательной кампании таким консультантом может быть главный технолог, руководитель идеологического блока или специально приглашенный специалист.
Из штабной структуры уйдут многие уважаемые администраторы. Пока скажем, что ключевая проблема здесь в том, что невозможно инкорпорировать в живой технологический процесс человека с мощной управленческой волей, но с устаревшими представлениями о способах достижения успеха в избирательных кампаниях.
В этом году понадобится больше электоральных юристов, чем это нужно было обычно. Почему? Потому что кампании станут конкурентными. Особенности работы юристов, сопровождающих выборы, доходчиво описаны С.А.Румянцевым в книге «Эклогес». Так что, отсылаю вас к его тексту.
А вот от агитаторов, работающих по системе ОДД – «от двери к двери», заказчики на крупных территориальных округах, скорее всего, начнут отказываться. Технология ОДД на избирательных округах, равных по площади территориям европейских стран, сегодня выглядит как финансовое безумие. Необходимы более дешевые и эффективные механизмы.
На компактных же округах технология ОДД по-прежнему будет актуальна. Но также в измененном виде – избиратель сначала «случайно» узнает про своего кандидата в интернете, а потом оффлайн получит агитационный материал или окажется на встрече с ним. Самые продвинутые кандидаты пойдут по квартирам сами. И правильно: лучший агитатор за кандидата – сам кандидат. К сожалению, это будут либо самовыдвиженцы, либо кандидаты от оппозиции. Кандидата от власти редко удается уговорить на такой проект.
Бездумно повышать явку тоже никто не станет. Проблема фильтров при оффлайн-кампании на явку не решена до сих пор. В отличие от онлайн-приглашения через мессенджеры и социальные сети, где можно точечно приглашать только своих и на самом деле управлять качеством явки.
По-прежнему останутся востребованы крупные социальные проекты, вроде формирования комфортной городской среды. Соответственно, понадобятся пиар-менеджеры, способные их сопровождать.
Печать