Представители Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) заявили о старте конкурсов, направленных на поддержку исследований в общественно-политических науках. При этом ЭИСИ считается фондом, близким нынешнему внутриполитическому блоку Кремля. РФФИ в свою очередь находится в введении правительства России.
Глава Общественной палаты России Валерий Фадеев заявил, что всего на конкурсы выделено порядка 200 млн рублей и выразил надежду, что исследователи смогут ответить на вопросы, почему наша экономический рост идет такими медленными темпами и как будет трансформироваться партийная система.
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов считает, что подобные гранты позволят сократить разрыв между теорией и практикой в политической сфере.Одной из ключевых системных проблем российской (а ранее и советской) науки является значительный разрыв между теорией и практикой. Ученые занимаются исследованиями, преподавательской деятельностью, «варятся в собственном соку» и далеко не всегда имеют выходы в практическую сферу, где они могут применить свои научные разработки.
В полной мере это относится и к политической науке, которая делится на два основных направления: собственно политология и политические технологии. У каждого из этих направлений есть свои крупные организации. Например, у политологов это РОП (Российское общество политологов), РАПН (Российская ассоциация политической науки); у политтехнологов и политконсультантов – РАПК (Российская ассоциация политических консультантов), Комитет по политическим технологиям в Российской ассоциации по связям с общественностью. Все это организации практиков, которые в своей деятельности опираются на личный опыт, сложившиеся реалии и поставленные задачи, и в гораздо меньшей степени – на научную основу.
Занятость же ученых не позволяет им в полной мере наработать практический опыт, что называется, «в полях», а также внедрить на практике современные научные разработки в сфере политической науки.
В этой связи очень важно, что инициатива о государственной поддержке российских политических исследований исходит от первого замглавы администрации президента Сергей Кириенко, курирующего внутреннюю политику в стране. Введение системы грантов для поддержки политической науки позволит значительно сократить имеющийся разрыв между теорией и практикой в этой сфере.
Отрадно, что власть в лучшую сторону меняет свое отношение к ученым, которые работают в сфере политической науки. Это видно и по представительству на Съездах двух крупнейших организаций политологов – РОП и РАПН. В частности, Сергей Кириенко присутствовал на Съезде РОП, в Съезде РАПН принимал участие Валерий Фадеев – секретарь Общественной палаты РФ, который возглавил экспертный совет по грантам в этой сфере. Не так давно начал работать Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ), совет директоров которого возглавил декан факультета политологии МГУ Андрей Шутов. Все это говорит о том, что власть думает привлекать ученых-политологов к активной практической работе.
Здесь, кстати, хорошим примером нам мог бы послужить опыт США, где ученые свободно переходят из своих университетов, научных институтов и центров на работу во властные структуры, а затем так же свободно возвращаются обратно. Там теория и практика – «сообщающиеся сосуды», у нас, к сожалению, – это пока изолированные друг от друга сферы. Есть, конечно, исключения: например, Владимир Платонов (завкафедры политических наук в РУДН, бывший председатель Мосгордумы), Владимир Якунин (завкафедрой государственной политики факультета политологии МГУ, бывший глава РЖД), Олег Морозов (Центр по подготовке управленческих кадров при МГУ, ранее возглавлял управление по внутренней политике администрации президента), однако все это исключения, которые только подтверждают общее правило.
Таким образом, считаю, решение о введении грантов в политологии – очень важный шаг со стороны нашего внутриполитического блока. Кроме того, на мой взгляд, нужно, чтобы СМИ активнее привлекали ученых-политологов к освещению различных событий в этой сфере. Потому что сейчас медиа зачастую называют политологами людей, которые никакого отношения к политической науке не имеют, – например, участников многочисленных политических ТВ-шоу. Да, эти люди умеют красиво говорить и даже громко кричать, но этого недостаточно, чтобы быть политологом, нужно все-таки обладать специальными знаниями.
Печать