Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев проводит анализ результатов социологических исследований, свидетельствующих о том, что восприятие социально-экономической ситуации россиянами радикально расходится с официальной риторикой крупных федеральных чиновников.
Как показало исследование «Левада-центра», проведенное в конце ноября 2018 г.,
большинство россиян полагает, что представители политического руководства страны лгут или осознанно скрывают правду, оценивая положение дел в экономике, в здравоохранении, сфере борьбы с преступностью и т.д. 16% респондентов заявляют о том, что руководители государства обманывают граждан всегда или почти всегда. 36% уверены, что представители политической элиты по большей части скрывают правду. 33% убеждены, что политическое руководство иногда лжет, а иногда заявляет об истинном положении вещей. 10% полагают, что члены истеблишмента по большей части говорят правду. И лишь 2% считают, что политики высшего эшелона всегда или почти всегда честны с народом.
В то же время 29% полагают, что около половины россиян скрывают свое истинное отношение к власти. 22% считают, что свою позицию скрывает большинство окружающих. 6% заявляют, что настоящее восприятие «власть предержащих» боятся показать почти все.
Рост, которого нет: субъективное восприятие экономики
Достаточно высокий уровень недоверия к представителям власти, очевидно, связан не только с последствиями недавних непопулярных реформ или дальнейшим пребыванием Дмитрия Медведева на посту главы правительства (после президентских выборов 2018 г. слишком многие ожидали его отставки).
Ситуацию усугубляет очевидное расхождение между официальной риторикой представителей высших эшелонов власти и личным опытом большинства россиян.
Обратимся к конкретным примерам. Еще 20 мая 2015 г. тогда еще действующий глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что экономика России вышла из рецессии. На пленарном заседании «Энергия для глобального роста» в рамках российской энергонедели в октябре 2017 г. высокопоставленные чиновники также вели речь о восстановлении реальных доходов россиян, устойчивом росте экономики, сокращении числа россиян, проживающих за чертой бедности, и иных позитивных тенденциях. В конце 2018 г. глава Министерства труда и социального развития Максим Топилин сообщил россиянам о беспрецедентном росте их зарплат.
Однако оценки россиянами собственного благосостояния и положения дел в экономике кардинально отличаются от мнения «топовых» федеральных чиновников. Для наглядности обратимся к данным ВЦИОМ.
Значение индекса «В какой мере Вас устраивает сейчас жизнь, которую Вы ведете?» достигает лишь 52 пунктов (показатель за второй квартал 2014 г. – 74). Во втором квартале 2015 г. этот показатель составлял 61 пункт (индекс подсчитывается путем вычитания из суммы положительных и средних оценок совокупности отрицательных ответов).
Во втором квартале 2014 г. значение индекса «Как Вы считаете, через год Вы (Ваша семья) будете жить лучше или хуже, чем сейчас?» достигал 73 пунктов. В декабре 2018 г. индекс остановился на отметке в 37 пунктов. Значение показателя за второй квартал 2015 г. – 65 пунктов.
Индекс «Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?» накануне кризиса достиг отметки в 75 пунктов. В декабре 2018 г. его значение составляло уже 56 пунктов (против 66 во втором квартале 2015 г.).
Индекс «А как бы Вы оценили нынешнее экономическое положение России в целом?» находится на отметке в 34 пункта (против 77 во втором квартале 2014 г. и 65 - во втором квартале 2014 г.).
Не радует и динамика индекса социальных ожиданий. (Она обуславливается распределением ответов на вопрос «Есть разные точки зрения по поводу экономического кризиса в нашей стране. Как Вы думаете, мы переживаем сейчас самые тяжелые времена, или они позади, или еще впереди?»). Значение этого показателя достигло минус 52 пунктов (58% уверены, что пик кризиса еще впереди). Во втором квартале 2014 г. индекс составлял всего минус 4 (31% соответственно), во втором квартале 2015 г. – минус 36 (37%).
Бодрым заявлениям министров соответствует (но лишь отчасти) динамика индексов потребительского доверия и кредитного оптимизма.
32% россиян убеждены в том, что сейчас благоприятное время для крупных покупок. В первой половине 2014 г., накануне кризиса этот показатель достигал 47%. Впрочем, о втором квартале 2015 г. он и вовсе упал до отметки в 19%.
16% граждан России считают, что сейчас хорошее время для получения кредитов. Во втором квартале 2014 г. этого мнения придерживались 32%, во втором квартале 2015 г. – 9%.
Соответственно, налицо позитивная динамика относительно «момента выхода из рецессии» (по Улюкаеву), однако, по сравнению с докризисными показателями, ситуацию сложно назвать благополучной.
Становится очевидно, что восприятие социально-экономической ситуации россиянами радикально расходится с официальной риторикой крупных федеральных чиновников. И это противоречие объективно размывает доверие граждан к заявлениям «власть предержащих». Чиновники, пытающиеся «делать хорошую мину при плохой игре», лишь подрывают авторитет власти. Нет четкого понимания того, пытаются ли они прикрыть свои просчеты в глазах первого лица, или же искренне рассчитывают «вселить уверенность» в граждан и инвесторов. Как бы то ни было, их действия способствуют дестабилизации системы. Из этого должны быть сделаны оргвыводы. Потому что «среднестатистический россиянин» (он же – среднестатистический избиратель) уже пришел к не самым приятным умозаключением.
Печать